Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Леонардо Бенчини, генеральный консул Италии, фотограф, архив, арт-фотография, документальная фотография, по ту сторону смыслов, выставка фотографии, Leonardo Bencini, The meanings beyondНа днях в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков завершилась выставка «По ту сторону смыслов» Леонардо Бенчини — фотографа и генерального консула Италии в Петербурге. Леонардо нашел время в своем плотном графике и провел корреспондента ПФ по экспозиции, рассказав на прекрасном русском языке о творческой стороне своей жизни.

— Леонардо, Ваш отец был фотографом. До какой степени Вы были погружены в фотографию в детские годы?

— Я был полностью окружен фотографиями. Мой отец снимал везде и всегда. Есть огромное количество моих фотографий — с младенчества до подросткового возраста. Отец был известным портретистом и детским фотографом. В начале 1970-х годов в нашем городе была галерея искусств, и отец организовывал выставки художников — как местных, так и уже знаменитых по всей Италии. На протяжении 40 лет он снимал практически все городские события — и театр, и культуру, и политику. Он был своего рода официальным фотографом города. У нас хранился большой архив, и после смерти отца я передал часть фотографий, имеющих отношение к жизни города, в государственное учреждение — Тосканский Фотографический Архив (Archivio Fotografico Toscano). Поэтому у меня всегда была страсть к фотографии и архивированию. Сегодня в цифровом мире, конечно, легче заниматься архивированием.

— Когда мы говорим о фотографиях Вашего отца, речь идет о классической черно-белой фотографии?

— Не только, хотя он больше работал в жанре традиционной, документальной фотографии. Я тоже занимался ею, но с 20 лет снимал все реже и реже. Я вернулся к фотографии, лишь когда появились цифровые технологии, которые стали меня удовлетворять. Я не хотел больше заниматься традиционной фотографией и начал искать что-то новое — новый язык, новые смыслы. Поиск был долгим, мне не хватало идеи, которая объединила бы все работы, не хватало названия. Я хотел смотреть на вещи другими глазами.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Леонардо Бенчини, генеральный консул Италии, фотограф, архив, арт-фотография, документальная фотография, по ту сторону смыслов, выставка фотографии, Leonardo Bencini, The meanings beyond

© Leonardo Bencini / Леонардо Бенчини
Преломившийся горизонт на закате, у мыса Нордкап / The Horizon Cracked at Dawn, near North Cape, 2004-2014. Из серии «Утраченный оракул»

— То есть Вы сначала смотрели на вещи другими глазами, а потом нашли этому оправдание в названии «По ту сторону смыслов»?

— Да, потому что я искал смысл. Вот, мой отец фотографировал все, и, когда я был маленьким, я задавался вопросом — зачем? А потом я понял, что время добавляет смысл. Даже то, что сегодня не очень интересно, через 40-50 лет будет очень интересно. Но, конечно, это касается документальной фотографии. Я не мог заниматься тем же, мне не хватало времени, которое автоматически бы добавило ценность. Поэтому я стал искать ее в сегодняшнем моменте. Знаете, фотография стала очень обыденной — из-за смартфонов, социальных сетей, своей повсеместности — и потому обесценивается. Поэтому я начал поиск, много снимал, потом делал отбор. Что объединяет все фотографии? Поиск нового смысла. И название объясняет, что я имел в виду.

Выставка объединяет четыре серии, и в будущем, я надеюсь, у меня будет достаточно работ, чтобы делать отдельные выставки по каждой из них.  В серии «Молчание» мне очень нравится само название, потому что такого слова не существует ни в итальянском, ни в английском. В нашем языке есть silence (тишина – прим. пер.), но молчание — это нечто совсем иное, это отсутствие слов. И фотографиями я стараюсь передать чувство одиночества, бессмысленности. Через это я нахожу смысл, которого больше нет. Что мы перед природой? Мы можем найти что-то только через искусство, через фотографию.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Леонардо Бенчини, генеральный консул Италии, фотограф, архив, арт-фотография, документальная фотография, по ту сторону смыслов, выставка фотографии, Leonardo Bencini, The meanings beyond

© Leonardo Bencini / Леонардо Бенчини
Умирающая дюна, Нида / Dying dune, Nida, 2013. Из серии «Молчание»

«МетрополитАнгст» — это урбанистические снимки, объединенные по шесть кадров. Это тоже новый способ смотреть на город — ночь, черно-белая палитра, необычные ракурсы — так, чтобы показать, как вещи выглядят по-другому. Мне нравится поселить в зрителе сомнение, загадку, хочется, чтобы он задумался: «А что это такое?» Нужно стимулировать мысль, фантазию, ощущения. Мне не достаточно, чтобы людям было приятно смотреть на работы, но при этом они оставались равнодушными. Мне нравится, когда они задумываются, всматриваются.

Серия «Воды» — просто другой взгляд на воду, а «Утраченный оракул» — предощущение какой-то тайны. Во всех них есть что-то мистическое, на мой взгляд. Можно взять за основу кусок камня на озере, но, размножая и применяя инверсию, можно найти новые формы, которых нет в реальности. К отдельным работам я придумал названия из слов, которые вообще не существуют, например, Precurrence — то, что уже произошло, но не совсем.

— Рождение этих форм — случайность или Вы знали, что искали?

— Это случайность. Просто возникает определенное ощущение, понимаешь — это то, что нужно. Конечно, чтобы получить удовлетворительный результат, нужно много пробовать. Каждый должен видеть на фотографии то, что видит и чувствует. В работах нет определенности, есть поиск смысла, и у каждого — свое мнение, свое ощущение. Если с Вашей точки зрения линии похожи на музыкальный трек, это здорово. Во многих фотографиях есть что-то гипнотическое.

— Выставка — это демонстрация процесса поиска смысла или его обретение?

— Надеюсь, что это результат. Конечно, поиск продолжается, но на данном этапе — это уже результат.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Леонардо Бенчини, генеральный консул Италии, фотограф, архив, арт-фотография, документальная фотография, по ту сторону смыслов, выставка фотографии, Leonardo Bencini, The meanings beyond

© Leonardo Bencini / Леонардо Бенчини
Око бури, на балтийской дороге / The Eye of the Storm, on a Baltic road, 2014. Из серии «Утраченный оракул»

—  В какой момент для Вас заканчивается фотография и начинается арт-объект?

— С одной стороны, все это — фотография, потому что именно она лежит в основе исходного материала. Но с другой, работы являются арт-объектом. Грань очень тонкая, ее фактически нет. Фотография для меня ближе к объекту искусства, чем просто к фотографии.

— Многие работы напоминают калейдоскоп. Все крутится, и в какой-то момент, когда все складывается в нужную Вам форму, Вы останавливаете процесс.

— Да, пожалуй, о таком сравнении можно говорить. Как я шучу, Photoshop не используют только ленивые фотографы. В современной культуре Photoshop ассоциируется с манипуляциями, искажением реальности, нечестным изображением. Но для меня это как камера-обскура, темная комната — только для цифрового процесса.

— Какое место человек занимает в Ваших поисках смысла?

— Практически никакого. Место человека не самое важное. Самый главный человек — это зритель, который смотрит и находит что-то свое, отталкиваясь от своих ощущений. Это своего рода мир без человека для человека. В будущем я планирую сделать серию об обществе «Энтропия». Это будет трудно, потому что там будут люди. Я еще не нашел способ снимать людей так, чтобы они не стали протагонистами на фотографиях. Человеческие темы относительно проще. Изображенный человек автоматически вызывает симпатию. Хороший портрет нравится сразу, это человеческий элемент. И этот элемент важнее, чем сама фотография, чем идея фотография. Поэтому я хочу сделать новую серию о хаосе общества. Там будут люди, но не как личности.

— Вы выделяете занятиям фотографией особое место, или это происходит по мере Вашего движения по жизни — переезды, посещения тех или иных мест?

— Конечно, больше я снимаю в переездах. Когда я путешествую, у меня больше времени, я более открыт, восприятие чище. В поездках, в отпуске снимать легче, чем в обычной жизни.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Леонардо Бенчини, генеральный консул Италии, фотограф, архив, арт-фотография, документальная фотография, по ту сторону смыслов, выставка фотографии, Leonardo Bencini, The meanings beyond

© Leonardo Bencini / Леонардо Бенчини
МетрополитАнгст, Берлин II / MetropolitAngst, Berlin II, 2015. Из серии «МетрополитАнгст»

— Фотоаппарат всегда с Вами?

— Да, как и у моего отца.

— Вы принимали участие в печати работ?

— Да, было очень непросто — выбрать бумагу, контролировать процесс. Бумага — с одной стороны, технический вопрос, а с другой — очень важный элемент результата. Нужно либо точно знать, какую бумагу вы хотите, либо делать пробную печать.

— Если бы Вы не были консулом, Вы бы стали фотографом?

— Мне задавали этот вопрос на телевидении, и сам журналист на него и ответил: работа дает стабильность. Мне очень нравятся международные отношения, и, когда я шел в эту профессию, я не видел достаточно перспектив в фотографии. Наверное, сегодня я бы выбрал фотографию. 20 лет назад у меня не было понимания, что делать. Я не хотел работать по заказам, а ведь искусством очень трудно зарабатывать.

— 20 лет внутреннего роста, развития, и Вы готовы пересмотреть свою прежнюю позицию?

— Пока я остаюсь дипломатом. Конечно, я хочу продолжать фотографировать. Для меня это просто искусство. Мне повезло, что у меня есть возможность заниматься искусством, не думая о заработке. Конечно, моя работа очень требовательна и с точки зрения времени, и с точки зрения энергии. Остается мало времени для съемок, и поэтому я не могу заниматься документальной фотографией. Но сейчас у меня есть идея, проект, и я найду время, чтобы развивать его дальше. В приоритетах на ближайшее время — турне выставки по России и в мире. Через два года мы вернемся в Италию, и тогда у меня, надеюсь, уже будет готов другой проект.

— Вы обращаетесь к чьему-либо мнению при оценке своих работ?

— Да, мнение моей супруги очень важно для меня, я полностью доверяю ее суждению. В действительности эта выставка — ее заслуга, она выполнила всю административную, менеджерскую работу. У меня же были только замыслы когда-нибудь что-нибудь сделать. Если бы не Алена, я бы до сих пор строил прожекты. Но меня вдруг поставили перед фактом, и мне пришлось все спешно делать — отбирать, печатать. Мы работали над выставочным проектом в отпуске. Я не был уверен, что мы успеем, но мы успели.

С Леонардо Бенчини беседовал Борис Тополянский,
© «Петербургский фотограф», 2016

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus