5 апреля 2016 года в 18.00 в «РОСФОТО» открывается выставка «Японский сувенир», представляющая современный взгляд на фотографическое наследие эпохи Мейдзи (1865–1912). Именно в этот исторический период Япония стала доступна для иностранцев после двухсотлетней изоляции.

Часть выставки посвящена студийным и пленэрным работам профессиональных японских фотографов: Кусакабэ Кимбэй, Уэно Хикома, Огава Кадзумаса. Их имена вписаны в «золотой фонд» мировой фотографии последней трети XIX века. Также на выставке представлены работы знаменитых европейских авторов, которые работали в Японии: Феличе Беато, Адольфо Фарсари, Раймунда фон Штилльфрид-Ратеница, их японских учеников и коллег.

До 1859 года иностранцам не разрешалось работать на территории страны Восходящего солнца. Лишь с 1868 года, при правлении императора Муцухито, европейские фотографы смогли открыть собственные студии в некоторых городах Японии.

Первопроходцем, впервые открывшим Японию для мировой фотографии, можно считать Феличе Беато. Он приехал в Японию в 1863 году и уже через два года основал ателье «Beato & Wirgman, Artists and Photographers» в Иокогаме. В его студии начинали постигать искусство светописи многие талантливые японские фотографы. В 1877 году он продает иокогамское ателье австрийцу Р. фон Штильфриду, а в 1884 г. оно переходит к ученику Беато — японскому фотографу Кусакабэ Кимбэю.

Стеклянные негативы, оставленные Феличе Беато в Японии, а также выкупленные у коллег Кусакабе Кимбеем, считаются эталонными образцами японской фотографии эпохи Мейдзи. Отпечатки, сделанные с этих негативов, получили широкое распространение не только в Японии: они пользовались и продолжают пользоваться огромной популярностью во всем мире.

Загадочная страна Островов с таким отличным от европейского представления бытом и культурой будоражила воображение европейских обывателей. Когда она наконец стала доступной (первоначально — для моряков, купцов, дипломатов и миссионеров), японские сувениры завоевали огромную популярность. Европейцы охотно скупали гравюры, веера, зонты, нэцке и, разумеется, фотографии.

В «японских» альбомах конца XIX — начала XX века чаще всего встречались фотографии с портретами местных жителей, жанровые студийные сцены, отражающие быт и ремесла японцев, а также видовые снимки архитектурных и природных достопримечательностей. Купленные у разных фотографов в разных городах, «типы и виды» Японии могли перемежаться со снимками, сделанными на корабле, и совмещены с фотографиями из других стран. Также существовали сувенирные издания, полностью состоящие из видовой фотографии или жанровых сцен. Для таких сувенирных альбомов нередко использовались крышки, изготовленные японскими мастерами в традиционной лаковой технике, инкрустированные резьбой из слоновой кости, декорированные золотой фольгой или художественной росписью. Привезенные из-за границы, они долгие годы украшали русские интерьеры.

Фотографические портреты «бидзин» (прекрасные женщины), городские и сельские типы, жанровые сцены и даже пейзаж — все эти «картины переходящего мира» роднят японскую фотографию с гравюрой. Как и гравюра, альбуминовые отпечатки были раскрашены. Поскольку первые видовые фотографии Японии были выполнены итальянскими, французскими и английскими фотографами и предназначались для западных покупателей, построение кадра, в противовес студийной, достаточно плоскостной, съемке, порой поражает своей глубиной, но в отличие от японской гравюры отягощено деталями.

16 июня в 19.00 состоится авторская экскурсия по экспозиции «Японский сувенир».

Выставка продлится до 26 июня.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 35. Выставочный зал Парадного корпуса, 3 этаж.
Часы работы: с 11.00 до 19.00, вторник и четверг — с 11.00 до 21.00.

Выставка организована Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus