Александр Петросян, Петербург, Коммерсант, фотография, Россия, городская фотография, КунсткамераНаше издание с радостью публикует интервью Елены Бобровой с известным петербургским фотографом Александром Петросяном.

Александр Петросян родился в 1965 г. Серьезно занялся фотографией в 2000 г. В 2003-2008 гг. работал фотокорреспондентом в городском еженедельнике «Мой район», c 2008г. — в издательском доме «Коммерсант». Александр  обладатель множества фотопремий и наград. В 2016 году в свет выходит его авторская книга «Кунсткамера».

— На вашем сайте указано, что серьезно Вы занялись фотографией в 2000 году. Что Вы вкладываете в это понятие и когда в принципе начали фотографировать?

— Фотоаппарат я получил в подарок, когда мне было 14 лет. Но, естественно, тогда это были мои первые несерьезные опыты. После службы в армии с 1986 по 1990 год я учился на кино-фото отделении Института Культуры и пытался сотрудничать с разными ленинградскими газетами, тогда их было всего 5 или 6.

В 1991 году наступил кризис, фотография стала никому не нужна и несколько лет я не фотографировал. И только в середине 90-х годов начал заниматься бытовой фотографией — снимал садики, школы, свадьбы. А потом мне это в одночасье надоело, и 2000 год оказался переломным. Я бросил все, чем занимался раньше и начал вести жизнь свободного фотографа — сотрудничал с издательствами, агентствами, СМИ.

Только в 2003 году я устроился в штат городской еженедельной газеты «Мой район» и проработал там до 2009 года, после чего ушел в газету «Коммерсант», где работаю до сих пор.

Александр Петросян, петербургский фотограф, Петербург, Коммерсант, фотография, Россия, городская фотография, Кунсткамера

© Александр Петросян

— Расскажите подробнее о своей учебе на кино-фото отделении.

— В те годы было гораздо меньше возможностей, уровень знаний был не таким высоким, как сейчас. Совершенно фантастические возможности для самообразования дал Интернет. В основном, я все постигал на практике.

— Кто из российских и зарубежных фотографов оказал на Вас влияние?

— Я долгое время варился в собственном соку и мало кого знал. А когда был открыт «железный занавес», их оказалось так много, что проще сказать, кто не оказал. Мне сложно выбрать кого-то одного, это постоянный процесс, когда тебя что-то впечатляет, ты впитываешь, и это становится уже частью тебя.

— Давайте представим такую ситуацию: иностранец, который ничего не знает о России, хочет узнать о ней по фотографии, но у него есть возможность увидеть работы только трех человек. Кого из Ваших коллег по ремеслу вы назовете?

— Если речь идет о документальной фотографии, то это Владимир Семин, Валерий Щеколдин, Сергей Максимишин.

— Как Вам удается ловить такие яркие, запоминающиеся и оригинальные моменты?

— Честный ответ — плохо удается! 90% материала уходит в мусорную корзину. Когда не получается и не срослось. Все удачные кадры появляются вопреки тому, что ты пытался сделать, это как подарок судьбы. Иногда снимаешь весь день и ничего не находишь. А иногда с первого раза у тебя получается.

— Что Вы можете посоветовать начинающим фотографам?

— Тут только один путь — больше смотреть, думать и пробовать.

Александр Петросян, петербургский фотограф, Петербург, Коммерсант, фотография, Россия, городская фотография, Кунсткамера

© Александр Петросян

— Ваши постоянные герои — жители Петербурга. Считается, что россияне — народ суровый и неприветливый. Какие у Вас секреты, чтобы незнакомые люди попали к Вам в кадр? Случалось ли Вам убегать от разгневанных горожан?

— Это самый частый вопрос на мастер-классах (смеется). В нашем городе климат довольно суровый, здесь, за редким исключением, бурной уличной жизни нет. Питер — это не Индия или Куба, тут люди только перемещаются из точки А в точку В и редко с ними что-то происходит. Часто все выглядит рутинно, скучные прохожие бредут куда-то, ничего не происходит.

Но тем ценнее и заманчивее найти что-то из ряда вон выходящее. Ты как рыбак пытаешься именно такие моменты вытаскивать на свет божий. Если просто фиксировать действительность такой, как она есть, это станет интересным только через много лет, но чисто с этнографической точки зрения.

Убегать не приходилось, но ретироваться, замять ситуацию конечно приходилось. Каждый с этим сталкивается, со временем привыкаешь, и универсальных советов на этот счет нет. Базисный набор советов дал классик фоторепортажа Анри Картье-Брессон в своей книге «Решающий момент». Спустя годы к этому прибавилось много технических аспектов и психологических приемов, вся эта информация доступна в Интернете. Чем больше ты знаешь, тем увереннее себя чувствуешь.

Вы фотографируете ежедневно?

— Нет, далеко не каждый день и не каждую неделю. Бывают вдохновляющие состояния природы или погоды, или у меня хороший настрой. Иногда никакого желания нет, но ты выходишь как на тренировку, как артист на репетицию, и смотришь вокруг. Но, как я уже много раз говорил, больше шансов что-то снять, если ты вышел на улицу, а не остался дома.

— Книга, которую Вы сейчас совместно выпускаете с «Галереей Печати», называется «Кунсткамера». С чем связано такое название?

— Моя новая книга — это коллекция необычных ситуаций, парадоксальных моментов, удивительных сцен. Это все то, что растворено в рутине и не бросается в глаза, если не собрано под одной обложкой. Конечно, в ней будет доля гротеска, абсурда и преувеличения.

Меня иногда спрашивают, когда же будет показана вторая часть моего творчества — красивые виды парадного Петербурга. Это планируется в третьей книге.

— На Ваших кадрах практически всегда только один Петербург, где еще Вам нравится снимать и куда хотелось бы поехать?

— Я много где был, но практически не выкладываю фотографии из путешествий. Потому что когда ты приезжаешь как турист или в командировку, у тебя всегда мало времени. У тебя поверхностный взгляд, нет системного анализа и какие-то обрывочные впечатления. А в Петербурге я уже 30 лет с фотоаппаратом и лучше знаю жизнь.

Хотелось побывать подальше от Европы, в богатых фактурой странах, например на Кубе. Я давно мечтаю туда поехать.

Александр Петросян, петербургский фотограф, Петербург, Коммерсант, фотография, Россия, городская фотография, Кунсткамера

© Александр Петросян

— Если бы существовала машина времени, в какую эпоху Вы хотели бы отправиться?

— Я бы отталкивался от собственного опыта. Я мало знаю о далеких исторических эпохах. Но с моим нынешним опытом было бы интересно попасть в Ленинград 70-х и 80-х, который я помню, потому что был в сознательном возрасте. Но сейчас я бы осмыслил это время с помощью фотоаппарата, прочувствовал его.

— Есть ли у Вас любимое время года и суток для съемки?

— Абсолютно нет. В каждом времени есть что-то интересное и что-то скучное. Есть менее выразительные времена года, когда за окном серость, слякоть, безнадега. Но можно и в эти дни делать прекрасные фотографии.

Самое лучшее время — когда у тебя внутри гармония, тогда все получается.

— Есть ли у Вас любимое место в городе?

— Исторический центр города. Сколько бы я ни пытался снимать на окраинах, в спальных районах, я не чувствую себя там в Петербурге. Такие унифицированные районы могут быть где угодно — в Москве или Новосибирске.

А в центре, который ограничивается десятками километров, настолько все знакомо и известно. Я ощущаю себя в нем как в своей квартире, где знаешь каждый уголок. Иногда это мешает, потому что глаз замыливается, не знаешь, что нового можешь отыскать. Но обязательно в моменты отчаяния всегда возникают неожиданные ситуации и подарки судьбы.

© Елена Боброва, 2016

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus