8 декабря 2015 года в 18.00 в РОСФОТО открывается выставка «Фотомонтаж в плакате конструктивизма».

Выставка знакомит с использованием техники фотомонтажа в работах мастеров русского конструктивизма. В экспозицию вошли оригинальные плакаты из фондов Российской национальной библиотеки и фотографии 1920-30-х годов из коллекции РОСФОТО.

Конструктивизм — направление в искусстве, возникшее в 1920-е годы, — отводил плакату особую роль, сознательно противопоставляя его живописи, которая была объявлена принадлежностью свергнутого буржуазного общества. Плакат называли «картиной для пролетариата» и считали его, наряду с фотографией и кино, наиболее характерным видом искусства индустриальной эпохи.

Конструктивисты писали, что роль плакатиста «вполне адекватна роли инженера-конструктора». В «саженных рожах» плаката художники старались выработать новый яркий язык, главной особенностью которого стало соединение типографских и фотографических элементов в единой динамичной композиции. Графические элементы двухмерной «типографики»: разномасштабные шрифты, плашки, линейки, восклицательные и вопросительные знаки — активно компоновались на листе с фрагментами трехмерного фотоизображения, рождая новые смыслы и самые неожиданные эффекты.

Александр Родченко и Густав Клуцис, оспаривавшие друг у друга первенство в применении фотомонтажа, были солидарны в его высочайшей оценке и наиболее плодотворно использовали фотомонтаж в собственной художественной практике, прежде всего в плакате. В первом номере журнала «ЛЕФ» под редакцией Владимира Маяковского, в программной статье «Конструктивисты», Александр Родченко писал: «Введен новый способ иллюстрации путем монтировки печатного и фотографического материала на определенную тему, что… делает бессмысленной всякую “художественно-графическую иллюстрацию”». В 1931 году в книге «Изофронт» Густав Клуцис напечатал статью «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства», в которой провозгласил поистине революционную роль фотомонтажа для любого вида творчества.

Во второй половине 1920-х годов повышенное внимание общественности к политическому и социальному плакату сочеталось с небывалым расцветом киноплаката. На формальный язык киноплаката повлияли новаторские процессы в киноискусстве тех лет: оригинальные методы хроникальной съемки Дзиги Вертова, теория Льва Кулешова о киномонтаже, творческие находки Сергея Эйзенштейна и т.п. Братья Владимир и Георгий Стенберги, Антон Лавинский, Николай Прусаков и другие мастера использовали необычные ракурсы и создавали интересные изобразительные метафоры. Их работы с успехом демонстрировались на двух выставках киноплаката в Москве в 1925 и 1926 годах.

Конструктивисты широко пропагандировали технику фотомонтажа во многих статьях и книгах («Альманах Пролеткульта» со статьями Алексея Гана «Конструктивизм в типографском производстве» и Николая Тарабукина «Фото-механика»; книга Н. Тарабукина «Искусство дня. Что нужно знать, чтобы сделать плакат, рекламу, смонтировать книгу, газету, афишу…» и др.), благодаря чему к нему стали активно обращаться самодеятельные авторы. Эль Лисицкий ставил это в особую заслугу русскому конструктивизму. В путеводителе к Всесоюзной полиграфической выставке 1927 года в Москве он писал, что фотомонтаж использовался в американской рекламе, в творчестве европейских дадаистов, в немецком политическом монтаже. Но только в России он «отлился в четкую социальную и художественную форму», стал активно использоваться в рабочих, комсомольских изокружках, оказал большое влияние на стенгазеты.

Фотомонтаж применялся широко и повсеместно, шел «победным маршем» по стране вплоть до 1931 года, когда вышло постановление ЦК ВКП (б) «О плакатной литературе». В 1932 году были ликвидированы многочисленные группировки и организован единый Союз художников. С этого момента началось тотальное внедрение метода социалистического реализма. Проблемы развития и совершенствования фотомонтажа, которые волновали мастеров конструктивизма, надолго исчезли из русской художественной жизни.

Выставка продлится до 21 февраля 2016 года.

26 января в 19:30 в конференц-зале РОСФОТО пройдет показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». В основе сюжета фильма — история мятежа на броненосце «Князь Потемкин» в 1905 году. Жители Одессы поддержали восстание моряков, что привело к кровавому расстрелу толпы царскими войсками. Фильм дважды (в 1952 и 1958 годах) был назван «лучшим мировым фильмом». Отреставрированную и озвученную музыкой Шостаковича историко-революционную эпопею покадрово изучают во всех киношколах мира. В 1978 году «Броненосец» возглавил список ста самых лучших фильмов всех времен и народов согласно опросу сотен киноведов из 59 стран мира. — Золотая медаль на Международной выставке в Париже (Франция). (1926); — Фильм назван лучшим в истории кино Референдумом ста крупнейших кинематографистов мира в Бельгии. (1954); — Фильм назван первым в числе наиважнейших в истории кино Референдумом, проведенный журналом «Кино» (Польша). (1972); — Фильм признан лучшим за 1926 Американской академией киноискусств в Лос-Анжелесе (США). (1926); — Фильм назван третим из десяти лучших фильмов в истории киноискусства референдумом критиков, проведенного журналом «Сайт энд саунд» (Англия) (1972); — Фильм назван первым, из ста лучших фильмов в истории кино по опросу киноведов мира, проведенного итальянским издательством «А.Мондадори» в Милане (Италия) (1978). Вход на кинопоказ свободный.

2 февраля в 19.00 в Конференц-зале РОСФОТО состоится показ документального фильма «Клуцис — неправильный латыш». Картина посвящена жизни Густава Клуциса, знаменитого классика русского авангарда латвийского происхождения. Фильм рассказывает о творческом пути Клуциса и художницы Валентины Кулагиной — его жены и соратницы. Два молодых героя олицетворяют собой дух эпохи и любовь, основанную на сотворчестве. Конструктивистские плакаты и фотоколлажи Клуциса оживают в этой киноленте, а архивные кадры кинохроники передают атмосферу 1920–1930-х годов. Вход на кинопоказ свободный.

4 февраля в 19.00 в Конференц-зале РОСФОТО состоится лекция Елены Валентиновны Бархатовой «Мастера конструктивизма: искусство фотомонтажа». Стоимость — 200 р.

 

Выставка организована Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО и Российской национальной библиотекой при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, д. 35. Выставочный зал Парадного корпуса, 3 этаж.
Часы работы: с 11.00 до 19.00, вторник и четверг — с 11.00 до 21.00. Вход на открытие свободный.

Анонс предоставлен РОСФОТО.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus