Стив МакКарри, творческая встреча, Эрмитаж, Молодежный центр Эрмитажа, фотожурналист, фотограф, фотография, Magnum Photos, Индия, выставка, момент беззащитности, ПФ

Стив МакКарри / Steve McCurry

28 сентября 2015 года в Молодежном центре Эрмитажа, в преддверии открытия выставки «Момент беззащитности», прошла творческая встреча с легендарным американским фотожурналистом, членом Magnum Photos, Стивом МакКарри. Фотограф показал ряд своих работ, сопроводив их комментариями, и ответил на вопросы слушателей. На мероприятии побывал корреспондент ПФ.

Я начал карьеру с работы в небольшой газете, но моей главной страстью были путешествия. В юности я около года прожил в Европе и сразу понял, что путешествия — это именно то, чему я действительно хотел бы посвятить жизнь.

В университет я поступил на кинематографический факультет. Фильмы мне всегда нравились, и в рамках учебной программы я начал изучать историю кино, режиссуру, актерство и все сопутствующие дисциплины. Одной из таких дисциплин оказалась фотография. Я купил камеру, начал ходить с ней по городу, снимать и просто влюбился в процесс! Фотография сильно отличается от кино, это скорее искусство для одиночек: ты бродишь сам по себе и снимаешь то, что тебе интересно. Да и разница в стоимости кино- и фотопленок была в то время существенной. В итоге я забросил кинематограф и сконцентрировался исключительно на фотографии.

Уже позже, работая в газете, я не оставлял мечты о путешествиях. Мне удалось скопить денег, и я купил билет в Индию, где провел в съемках и разъездах два года. Мне показалось настолько увлекательным изучать, наблюдать, исследовать удивительный мир, в котором мы живем, что, вернувшись домой, я стал сотрудничать с журналами и ездить в разные страны уже по заданиям. Так я снова попал в Индию, потом в Афганистан… Я путешествую уже около 40 лет и побывал почти везде, где когда-либо хотел оказаться.

Меня часто спрашивают о цветной и черно-белой фотографии — что лучше, что выразительнее… Мир, в котором мы живем, цветной, и во взаимодействии цветов столько историй и смыслов, что порой только благодаря цвету можно понять суть происходящего.

Стив МакКарри, творческая встреча, Эрмитаж, Молодежный центр Эрмитажа, фотожурналист, фотограф, фотография, Magnum Photos, Индия, выставка, момент беззащитности, ПФ

— Вы часто снимали различные военные конфликты, и в то же время у Вас много мирных сюжетов. Тяжело ли переключаться с одного на другое? Вы ощущали потребность отснять какое-либо событие, чтобы помочь людям?

— Жизнь полна опасных ситуаций, в мире постоянно случаются конфликты, но это только одна сторона происходящего. Я не фокусируюсь на негативе, а стараюсь увидеть и прочувствовать хорошее. Безусловно, рассказывать о мире важно — обо всех этих страшных и тяжелых вещах, ведь людям необходимо знать, что происходит, оценивать ситуацию. Многие журналисты, фотографы освещают именно такие события, но я думаю, здоровое восприятие мира не должно замыкаться исключительно на отрицательных моментах и конфликтах.

— Компания Kodak в свое время дала Вам последнюю пленку Ektachrome. Почему Вы выбрали для нее именно те сюжеты, которые отсняли?

— По правде говоря, даже не знаю. Может быть, это было ошибочное решение с моей стороны. Пленка была прекрасной, и вот теперь она стала символизировать собой что-то уходящее, исчезающее, и я решил запечатлеть иконические образы — легендарные места и людей, а также то, что было близко мне лично. Так появилась фотография Роберта де Ниро, кадры Индии, снимки исчезающих племен. По сути, решение скорее было случайным. Я старался не делать дублей и использовать на каждый кадр только одну экспозицию. В этом есть определенная сложность, ведь нужно поймать тот самый взгляд, тот самый момент.

— Сейчас почти у каждого есть фотоаппарат. Что Вы думаете о перспективах фотожурналистики?

— Я большой поклонник фотографии и я не вижу ничего плохого в том, что люди фотографируют. Безусловно, мир изменился. Легкость доступа к информации, наличие Интернета сыграли свою роль в том, что многие газеты и журналы закрываются, и сегодня фотография едва ли может являться средством заработка. Но есть и светлая сторона. Раньше публиковаться в газете или журнале было нелегким делом, а теперь можно свободно размещать свои работы в Интернете и делать их доступными всем. Да, фотографам стало труднее зарабатывать: печатные издания уходят в прошлое, и поэтому возникает так много грантов и фондов для фотографов. Их цель — помочь фотографам снимать свои проекты и истории.

Стив МакКарри, творческая встреча, Эрмитаж, Молодежный центр Эрмитажа, фотожурналист, фотограф, фотография, Magnum Photos, Индия, выставка, момент беззащитности, ПФ

— Как Вы, человек из другого мира, располагаете людей к себе? Почему они доверяют Вам и выдают те эмоции, которые нужны?

— Мне кажется, это очень просто, здесь нет никакого секрета или тайны. Дело в общении, в том, чтобы человек почувствовал себя с вами свободно и спокойно. Важно, чтобы он проникся к вам симпатией, доверием, и немалую роль в этом играет юмор. Шутка может растопить лед: все любят смеяться, всем нравится общаться с теми, кто умеет насмешить. Но людям также важно знать, что вы уважаете их и что ваши намерения честны и порядочны. Для меня это не составляет труда, потому что я люблю людей и общаюсь с ними как с равными. Честно говоря, я довольно застенчивый человек, но если ты занимаешься фотографией, ты должен уметь отстраниться от этого и пойти на контакт. Это требует мужества — подойти к незнакомцу и заговорить с ним. А дальше… Это трудно объяснить. По мне, все зависит от энергетики, исходящей от вас, от вашего настроя и внутреннего отношения к людям и миру.

— Одинаково ли Вы ощущаете себя дома и в Азии? Или Азия стала для Вас вторым домом, более близким, чем Америка?

— Причина, по которой мы все любим путешествовать, — это желание быть увлеченными новыми местами, иным временем, другой культурой, желание узнать, испытать что-то неизведанное. Когда вещи слишком привычны и знакомы, перестаешь их видеть. Я всегда стремился в новые места — места, которые удивляли бы меня, шокировали, дарили незнакомые ощущения. Конечно, я снимаю и в США, но всегда предпочитаю работать где-то еще. Я чувствую себя комфортно в любом месте — будь то Нью-Йорк, Дели, Токио или Россия. Да и в Америке — стоит мне отойти на несколько кварталов от дома, и я теряюсь. Я знаю, что находится непосредственно по соседству, но чуть дальше… И это сравнимо с другой страной.

— Вы знакомитесь с Вашими героями? Отправляете ли потом им фотографии? Поддерживаете ли отношения?

— Честно говоря, я очень редко поддерживаю отношения с героями фотографий. С большинством из них я пересекаюсь на очень короткое время — только на момент съемки. Я испытываю колоссальное удовольствие от фотографирования, от посещения и исследования новых мест, от прогулок, а брать листочек бумаги и записывать имя, адрес — это не для меня. Ну, и кроме того, у некоторых вообще нет адреса: они живут «вон где-то там», и нет совершенно никакого способа прислать им фотографии.

Стив МакКарри, творческая встреча, Эрмитаж, Молодежный центр Эрмитажа, фотожурналист, фотограф, фотография, Magnum Photos, Индия, выставка, момент беззащитности, ПФ

— Чаще всего путешествия и фотография — скорее хобби, чем работа. Но не в Вашем случае. А что является Вашим хобби?

— Я люблю смотреть фильмы, гулять… По правде, у меня почти нет времени на хобби. Я настолько увлечен своей работой, что мне гораздо легче, приятнее и интереснее заниматься ею, нежели коллекционировать марки, растения или машины. Я трудоголик. И мне это нравится. Важно любить то, что ты делаешь.

— Как Вы добиваетесь столь невероятных выразительных глаз в портретах? Это же репортажная съемка, не студия, и невозможно поставить освещение…

— Я столько лет этим занимаюсь, что многое происходит само собой. Если говорить о взгляде, то, конечно, свет очень важен, но важен еще и сам герой съемки. Когда знаешь, что тебе нужно, начинаешь находить это, выхватывать те самые лица из толпы. Чувство наблюдения, подходящие фон, свет, момент — все это влияет на результат. Человек ежесекундно меняется, поэтому так важно поймать тот самый момент. Но даже если все подобрано правильно, еще нет никакой гарантии, что получится прекрасная фотография. Постоянная работа и немного таланта, совсем чуть-чуть — вот, что еще нужно.

— Каковы критерии выбора фотографий из съемки? Что Вы можете посоветовать начинающим журналистам, фотографам?

— Просматривая множество отснятых фотографий, просто вдруг выбираешь одну, ту, которая не похожа на прочие, которая выделяется. Даже среди ряда хороших фотографий всегда есть одна, которая захватывает тебя, отличается от соседних кадров. Конечно, это всегда очень субъективный выбор.

Молодым фотографам я бы посоветовал снимать то, что им нравится, что им интересно, что важно и значимо для них самих. Старайтесь минимизировать количество заказных съемок, чтобы не скатиться в усталость и скуку. Я много работал по заданиям, и среди них были те, которые были для меня не важны, которые просто давали мне финансовую поддержку — все это понятно, ведь все мы должны как-то зарабатывать. Но все же тратьте большую часть времени на фотографирование для себя и получайте удовольствие — от съемки, от прогулок с фотоаппаратом, от наблюдения.

— Вы снимаете уже много лет. Чувствовали ли Вы когда-нибудь, что больше не хотите фотографировать, и как Вы с этим справлялись?

— Признаюсь: у меня никогда такого не было.

— Помимо глубокого содержания, Ваши работы совершенны технически. Какой камерой Вы пользуетесь, какими объективами? Осуществляете ли Вы пост-обработку? Как Вы хранили все пленки в Индии в непростых климатических условиях?

— Надо сказать, что Kodachrome — очень хорошая пленка, выдерживавшая и холод, и жару, так что с хранением проблем не было. Что касается фотоаппаратов, то я не любитель рассуждать об их типах и характеристиках, потому что в действительности не так важно, чем ты снимаешь — Sony, Nikon, Hasselblad, Leica, пинхолом или чем-то еще. Даже мыльницей можно сделать прекрасную фотографию. Качество не зависит от типа камеры.

Мы все добавляем немного резкости, делаем небольшую цветокоррекцию, подправляем света и тени, но я стараюсь минимизировать обработку фотографий. Моя цель — привести кадр в соответствие с тем, что я видел в момент съемки.

Стив МакКарри, творческая встреча, Эрмитаж, Молодежный центр Эрмитажа, фотожурналист, фотограф, фотография, Magnum Photos, Индия, выставка, момент беззащитности, ПФ

— Вы фотографируете вещи, которые находятся на грани. Чувствуете ли Вы в себе конфликт между человеком и фотографом? Бывает ли сложно делать кадр? Как Вы абстрагируетесь от этого? Как Вам удается оставаться фотографом? Случались ли моменты, когда Вы не смогли сделать снимок на волновавшую Вас тему?

— Все разы, что я не фотографировал, были связаны с неким вторжением в личное пространство человека, посягательством на его частную жизнь. Фотограф должен уважать человека, которого он снимает, его пространство. За исключением этих моментов, я никогда не испытывал неловкости при съемке. Я считаю, что лучше пойти и сделать фотографию, а уже потом решать, хочешь ли и готов ли ты ее публиковать. А что касается эмоций… Иногда я сравниваю фотографию с медициной. Врач проводит операцию, все идет не так, он делает все, что в его силах, но человек умирает. И хирург должен как-то отстраниться от этого, должен идти к другому пациенту и пробовать снова, делать лучше. Так же и фотограф. Нужно не зацикливаться на своих эмоциях, а продолжать снимать, делать свою работу.

— Работами каких фотографов Вы вдохновлялись в начале своей деятельности? Вы всегда путешествуете в одиночку или берете с собой своих близких? Не мешает ли это работать?

— Когда ты погружен в свою работу и другие испытывают столь же сильный энтузиазм, это одно. Но порой трудно фотографировать с кем-то, кто увлечен процессом в гораздо меньше степени, чем ты. Поэтому надо быть осторожным в выборе спутников, иначе все может вылиться в скуку и утомление.

Среди тех, чьи фотографии вдохновляли меня, я могу назвать Анри Картье-Брессона, Андре Кертеша, Уокера Эванса, Доротею Ланг. У них действительно сильные работы. Суть в том, что фотография должна быть в радость. Фотографируйте, не думая о деньгах, фотографируйте для удовольствия. В конце жизни будут иметь значение лишь те кадры, которые вы сделали для себя. Фотографии, сделанные на заказ, могут быть очень хорошими, но они не потрясают душу. Никогда не забывайте о творчестве, о том, что это обогащает вашу жизнь, придает ей смысл.

— Какие у Вас планы на будущее? Есть ли страны, которые Вы еще не посетили и в которых хотели бы снимать?

— Я бы хотел поехать на Мадагаскар, поработать в Китае, России, потому что Россия — визуально интересная страна, вернуться в Индию, Бирму, на Кубу…

— Каковы составляющие хорошей фотографии? Есть ли у Вашей фотографии посыл?

— Я не стремлюсь заложить какое-то послание в свои фотографии. Для меня это удовольствие. Я больше снимаю «от сердца», чем «от головы». Я работаю в разных странах, и мне нравится видеть в людях что-то общее. Эфиопия, Южная Америка, Россия — жизнь людей колоссально различается в разных странах, но связь между ними и их взаимоотношения везде одни те же.

А составляющие фотографии — это свет, композиция, история — то, что будит эмоции, рассказывает что-то новое, интересное. И обязательно то, что задевает, не оставляет равнодушным. Фотография должна взаимодействовать со зрителем, сообщать ему что-то, трогать его, должна стать незабываемой. Самые лучшие фотографии — те, что впечатались в память, изменили нас, перевернули мир.

Выставка Стива МакКарри продлится в Главном штабе Эрмитажа до 17 января 2016 года.

ПФ благодарит Молодежный центр Эрмитажа за содействие в подготовке материала.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus