Из архива Revue Fotografie

К характерным особенностям фотографии, наряду с докумен­тальной достоверностью, относится и краткость времени, необ­ходимого для запечатления изображения. В то время как точность очертаний фотоизображения вызывала восхищение уже с мо­мента появления фотографии, возможностям влияния второй части фотографического медиума не уделялось достаточного внимания. В результате совершенствования техники время, не­обходимое для съемки, постепенно сокращалось на минуты, а позже на секунды и даже на доли секунды. В период после первой мировой войны прогресс, достигнутый в области произ­водства фотографических материалов, оптики и аппаратов, создал предпосылки для того, чтобы в обычном фотоателье и при обычном освещении можно было сделать несколько снимков за короткое время. Несмотря на то, что к тому времени моменталь­ная фотография уже имела свои традиции, общее облегчение съемки было настолько выразительным, что могло уже проя­виться и в творческих течениях. Возможность запечатлеть на­блюдаемое событие по фазам, в сущности, изменила мгновение, выбранное для съемки, в процесс отражения самостоятельной темы. В 20-х годах росло количество фотографов, стремившихся реагировать на моментальные события. Тем самым более полно использовалась специфичность фотографии и одновременно снимки обогащались ощущением динамичности, которая облег­чала зрителю умственное воссоздание живой сцены.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Борис Игнатович

Борис Игнатович. Эрмитаж. 1929 г.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) в «Лекциях по эстетике» подчеркнул, что «с незапамятных времен наиболее важным в искусстве было умение находить интересные ситуации, т.е. такие, в которых проявляется глубокий и серьезный инте­рес к настоящему содержанию духа». В последнее время этой проблематике уделил значительное внимание профессор Душан Шинделарж в известной книге «Эстетика ситуации», в которой он рассматривает этот вопрос с общефилософской точки зрения. Шинделарж упоминает и о фотографии, которую он обоснованно считает типичным примером искусства отражения ситуации, т.к. каждый снимок, несмотря на продолжительность экспози­ции, в определенном смысле слова можно считать моментальной фотографией. Неповторимость ситуации может проявиться и при отражении статичных, на первый взгляд, сюжетов, таких, на­пример, как пейзаж или естественный натюрморт, воздействие которых зависит от конкретного освещения и погоды в момент съемки. Для большинства зрителей, которые обычно не заме­чают тонкие нюансы в изображаемой среде, значение неповторимости становится наиболее очевидным в так называемых живых снимках, когда, исходя из собственного опыта, они с первого взгляда понимают, что запечатленная ситуация могла длиться лишь очень короткий отрезок времени.

Эстетика ситуации может оказать сильное воздействие на всех, кто непосредственно соприкасается с нею, но толь­ко творчески талантливые личности могут ее интерпрети­ровать так, что внушают собственные впечатления и тем, кому предназначено их произведение. У «живых» снимков это значит уловить момент, в который взаиморасположение главных элементов изображаемого выливается в такое сообщение, воздей­ствие которого выходит за рамки рационального толкования запечатленного события. К первым фотографам, которые в 20-е годы начали систематически использовать возможности краткой экспозиции, относятся советские авторы. Среди них особое место принадлежит Борису Игнатовичу (1899—1976), который умел уловить особые ситуации обычной жизни так, что достига­лось исключительно тонкое сочетание формы и содержания. Наиболее выдающиеся представители советской фотографии того периода, к которым Игнатович, несомненно, относится, считали своей главной задачей достоверное и одновременно наиболее впечатляющее отражение процесса рождения нового общества. Сознание ответственности давало им силу находить новые возможности фотографического творчества, которые позволяли оригинально и привлекательно передать свое отно­шение к повседневной жизни без малейшего оттенка красочной сенсации.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Макс Альперт

Макс Альперт. Начало строительства Ферганского канала. 1939 г.

Первое поколение советских фотографов с большим понима­нием реагировало на все торжественные моменты, а их было немало при гигантском преобразовании страны. Так, например, Макс Альперт запечатлел выпуск первого автомобиля с завода в Нижнем Новгороде и начало строительства Ферганского ка­нала. Аркадий Шайхет отразил торжественную встречу экипажа легендарного ледокола «Челюскин» в Москве и т.п.

Определенный уровень развития фотографической техники и человеческого общества уже не раз отразился в истории фо­тографии таким образом, что создал предпосылки для появле­ния сходных течений, развивавшихся более или менее независи­мо, но одновременно в нескольких странах. Это относится и к ис­пользованию эстетики ситуации в «живой» фотографии. Во Франции наиболее выдающимся представителем этого течения стал Анри Картье-Брессон (род. в 1908 г.), прославившийся и за границами своей страны как автор идеи «решающего момента». Другой интересный аспект в его творчестве заключался в тре­бовании «комплексности» изображения, т.е. выбора такой ком­позиции кадра, которая полностью использовала формат видоис­кателя. Анри Картье-Брессон категорически отвергал кадрирование, поэтому его снимки увеличивались и с перфорированными краями пленки в доказательство того, что был использован весь формат негатива. Будучи последовательным приверженцем уме­ния видеть и комплексно улавливать сюжет в решающий мо­мент, Картье-Брессон пришел к выводу, что творческое вме­шательство автора кончается в тот момент, когда он нажимает на спуск аппарата, поэтому проявление пленки и печатание сним­ков он доверял надежному фотосервису. Картье-Брессон в опре­деленной степени продолжал традиции Атжэ, снимая жителей парижских окраин и способствуя тем самым углублению инте­реса к человеку во французской фотографии. Но в отличие от Атжэ, пользовавшегося камерой с пластинками большого фор­мата, Картье-Брессон всю жизнь предпочитал «Лейку», позволя­ющую быстро реагировать на подмеченный сюжет.

И для Андрэ Кертеса (род. в 1894 г.) «Лейка» стала главным инструментом для запечатления интересных ситуаций. Начало его творчества, проникнутое духом восхищения простой поэзией жизни, тоже напоминает творчество Атжэ. В середине 30-х го­дов Кертес переезжает в США и начинает работать для агентства «Кейстоун», используя при этом весь накопленный опыт за тринадцать лет пребывания в Париже. Андрэ Кертес родился в Вен­грии. Франция привлекала его особой возбуждающей атмосфе­рой, создаваемой представителями художественного авангарда. Подобный путь прошел и его соотечественник Дьюла Галас, более известный под псевдонимом Брассай. Во время пребыва­ния в Париже он создал великолепные циклы снимков из жизни предместий города, ночных сцен у ресторанчиков и различных увеселительных заведений. Умение работать в сложных усло­виях позволяло ему запечатлевать типы людей, оказавшихся на самом дне человеческого общества, в их естественной среде. При этом в его снимках нет ни капли пренебрежения, наоборот, они пронизаны духом сочувствия.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Аркадий Шайхет

Аркадий Шайхет. Возвращение экипажа ледокола «Челюскин». 1939 г.

Из эстетики ситуации исходили в своем творчестве в 20-е годы также многие германские фотографы. До захвата Гитлером влас­ти в Германии были очень благоприятные условия для подобно­го направления в развитии фотографии. Высокоразвитая фото­графическая промышленность поставляла фотоаппараты новых конструкций, наиболее известными из них были, например, «Эрманокс» с объективом «Эрностар» со светосилой 1:2, «Лейка» с пленкой, позволяющей сделать 36 негативов, и «Роллейфлекс», отличающийся точной фокусировкой и скоростью съемки. Благоприятными были и условия для публикации «жи­вых» снимков, т.к. журналы, использовавшие фотографию для иллюстрации, пользовались большой популярностью у герман­ских читателей. Ведущее место занимал журнал «Берлинер Иллюстрирте Цайтунг», оформление которого делал Курт Корфф. Тираж 1 600 000 экземпляров представлял действительно внушительную цифру, причем издавался еще целый ряд дру­гих конкурирующих журналов. В общей сложности еженедельно выпускалось около 5 миллионов экземпляров различных изда­ний, в которых фотография играла ведущую роль. Если исходить из того, что каждый журнал в среднем прошел руками четырех читателей, то получается, что примерно половина населения Германии старше десяти лет следила за иллюстрированными еженедельниками.

Следует особо упомянуть о прогрессивном еженедельнике «Арбайтер Иллюстрирте Цайтунг», который распространялся во всех тех странах, где население пользовалось немецким языком (т.е., например, в Австрии и Швейцарии), а также в тех странах, где были большие национальные меньшинства немецкого насе­ления (напр., в Чехословакии). Ввиду этого и содержание жур­нала отличалось интернациональным характером, на его страни­цах появлялись снимки о рабочем движении во многих странах мира. Важным был также вклад советских фоторепортеров, о которых, несмотря на их выдающиеся достижения, европей­ские читатели знали очень мало.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Феликс Ман

Феликс Ман. В пивной. 1929 г.

В области создания фотографии из жизни особое место зани­мал Эрих Саломон (1896—1944), который умел находить неожи­данные ситуации в интерьерах с обычным освещением. В первые годы своей прямо-таки головокружительной карьеры он пока­зал, какие огромные возможности предоставляет использование светообъектива для съемки естественных картин при недостаточном освещении. Саломон досконально освоил все тонкости фотографической техники и сочетал это умение с наблюдатель­ностью внимательного психолога. Благодаря своему обществен­ному положению (Саломон по профессии был юристом), он мог без препятствий вращаться в высших кругах общества, среди государственных деятелей и дипломатов. Эта среда возбуждала его своей избранностью и стимулировала запечатлевать славных современников как во время официальных выступлений, так и в кругу друзей. Его талант очень быстро оценили редакторы еженедельника «Берлинер Иллюстрирте Цайтунг», опублико­вавшие целый ряд снимков Саломона. С этим же журналом сотрудничал и Мартин Мункачи (1896—1963), который доско­нально исследовал возможности двухобъективной зеркальной камеры. Не менее известен и Феликс Г. Ман (Ганс Бауманн, род. в 1893 г.), сотрудничавший с конкурирующим журналом «Мюнхенер Иллюстрирте Прессе». Свои снимки, которые со второй половины 20-х годов Ман делал преимущественно аппаратом «Лейка», он составлял в цикл, напоминающие иллюстрирован­ные рассказы. Очень важен также его вклад в развитие жанра журналистского портрета.

Из германских фотографов, тесно связанных с рабочим дви­жением, заслуживают особого внимания Эуген Гейлиг (1892—1975), Абрагам Писарек (род. в 1901 г.), Эрнст Торманн (род. в 1905 г.), Герберт Генски (род. в 1910 г.), Вальтер Баллхаус (род. в 1911 г.) и Эрих Гене (род. в 1912 г.). Как видно из дат их рождения, в то время это были очень молодые авторы, имевшие в своем распоряжении самые простые камеры. Но благодари искреннему воодушевлению они с помощью этой весьма скром­ной техники создали исключительно впечатляющие снимки рабочих собраний, спортивных состязаний и демонстраций. После окончания второй мировой войны из их рядов формировались выдающиеся фоторепортеры ГДР.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон. Давно снесенная улица. Мексика. 1934 г.

Систематическому использованию эстетики ситуации в фото­графии способствовали и некоторые американские журналы. Очень важную роль сыграл прежде всего основанный в 1936 г. еженедельник «Лайф», а также двухнедельный журнал «Лук», который начал выходить в 1937 г. Эти журналы уделяли фото­повествованию значительно больше места, чем было принято раньше, способствуя тем самым развитию «живой» фотографии. Репортеры вынуждены были отражать не только ключевые актуальные события, но и эпизодические сюжеты, дополняющие и разъясняющие масштаб главных событий. Постепенно оказа­лось, что нередко именно подобные фотографии благодаря своей выразительности оказывали на читателей наиболее сильное впечатление.

Среди первых фоторепортеров журнала «Лайф» особо вы­делялась Маргарет Бурк-Уайт (1904—1971), снимок которой был опубликован на обложке первого номера журнала. К тому вре­мени она уже прославилась как своими снимками на промышлен­ную тему (напр., цикл из крупных сталелитейных заводов), так и прочувствованным толкованием жизни американской де­ревни. Совместно со своим супругом — писателем Эрскином Голдуэллом — она участвовала в издании нескольких книг, в которых текст иллюстрировался не менее выразительными фотографиями. Одна из них «На север от Дуная» была посвя­щена тяжелому периоду в Чехословакии во время Мюнхенского диктата и захвата немцами Судетской области страны. Стиль Маргарет Бурк-Уайт основывался на стремлении отразить не­посредственную реакцию на возникшую ситуацию. Оказавшись очевидцем интересных событий, автор стремилась запечатлеть разные варианты неповторимых видов, а позже спокойно вы­бирала лучшие и наиболее выразительные альтернативы. О та­ком подходе к творчеству свидетельствует и ее архив, насчиты­вающий более четверти миллиона негативов.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Эрих Саломон

Эрих Саломон. Президент США на банкете с журналистами в Белом доме

Другим выдающимся фоторепортером журнала «Лайф» был Альфред Эйзенштедт (род. в 1898 г.), который родился в Гер­мании, но после захвата власти нацистами предпочел жизнь в эмиграции. Сначала в определенной степени ему служило образцом творчество Эриха Саломона, которому он, однако, никогда не подражал. Эйзенштедт хорошо осознавал большую выразительную силу детали. В этом плане может служить бук­вально школьным примером его снимок босых ног эфиопского солдата — потрескавшаяся кожа на ступнях убедительно свидетельствует о том, что этот солдат никогда не ходил обутым. Эта деталь намного понятнее отразила уровень эфиопской армии, чем если бы автор заснял устаревшие пушки и другое оружие.

Интерес к повседневной жизни в ее наиболее типичных про­явлениях вскоре отметил и творчество Юджина Смита (1918—1978). Уже в пятнадцатилетием возрасте он начал увлекаться фоторепортажем. Неплохие фотографические снимки обеспечи­ли ему стипендию для изучения фотографии в университете Нотр Дам. Во второй половине 30-х годов он начинает успешно сотрудничать с несколькими ведущими американскими журна­лами. Наряду с журналом «Лайф» это были «Кольерс» и «Хар­перс Базар». Э. Ю. Смит проявился прежде всего как терпели­вый психолог, который без излишней поспешности искал ситуа­ции, наиболее полно выражающие его мысли. Из отдельных снимков он компонировал целые циклы и фотоповествования.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Эмиль Отто Хоппе

Эмиль Отто Хоппе. Базар в Джакарте. 1931 г.

Во второй половине 30-х годов положение в мире начало резко обостряться в связи с наступлением фашизма. После нападения Италии на Эфиопию началась гражданская война в Испании. Многие прогрессивные фотографы стремились свои­ми ангажированными снимками запечатлеть героическую борьбу с реакционными путчистами. К наиболее известным снимкам того времени относятся фотографии, снятые прямо на поле боя Робертом Капа (1913—1954). Капа родился в Будапеште (настоящая его фамилия Андрей Фридманн), по время учебы в Берлинском университете он работал ассистентом в фотолаборатории. Позже Капа начал сотрудничать с агентством «Дефот». В Испа­нию он приезжает уже зрелым фотографом, обогатившим свой опыт трехлетней работой в Париже. Капа строил свои снимки на воздействии сюжета, который улавливал с удивительной творческой интуицией в наиболее подходящий момент.

Ввиду большой популярности иллюстрированных еженедель­ников, воспроизводивших фотографии высококачественной глубокой печатью, и в нашей стране в период между двумя мировыми войнами сложились благоприятные условия для раз­вития «живой» фотографии. В середине 20-х годов примерно год сотрудничал с журналом «Пестры тыден» («Пестрая неделя») Ярослав Ресслер (род. в 1902 г.), который позже проявил свое умение улавливать ситуации из повседневной жизни в Па­риже (см. РФ № 2/79). Профессиональные фотографы в то время концентрировали свое внимание на создании портрета в фото­ателье, поэтому реакция на текущие события начала вскоре про­являться у фотолюбителей. Среди них наиболее видное место занимал Вацлав Йиру (1910—1980), который оказал влияние на развитие чехословацкой фотографии уже в сравнительно юном возрасте (см. РФ № 2/80). Его способность улавливать эстетику ситуации проявилась как при создании снимков из повседневной жизни, так и при отражении чрезвычайных событий, таких, например, как мобилизация чехословацкой армии в 1938 г. А если содержание позволяло, то Йиру стремился интерпрети­ровать сцены из повседневной жизни в поэтическом духе, что было типично для большинства чехословацких фотографов.

Петр Тауск, чешское фото, живая фотография, документальность, эстетика ситуации, пейзаж, натюрморт, портрет, фотограф, фоторепортаж, фоторепортер, журнал, повседневная жизнь, мировая война, Германия, советский фотограф, Чехословакия, Франция, решающий момент, Лайф, лейка, Маргарет Бурк-Уайт

Маргарет Бурк-Уайт. Из книги «Скажи, это Соединенные Штаты». 1941 г.

Другим выдающимся представителем чехословацкой фотогра­фии, стоявшим у истоков современного репортажа, был Карел Гаек (1900—1978). Он был слесарем и с 1926 г. работал в Праж­ском транспортном предприятии. Примерно в это же время Гаек начинает фотографировать. Его снимки очень быстро получили признание, поэтому он мог регулярно публиковать их в ежеднев­ной печати и в журналах. Важным поворотным пунктом в его развитии стал 1932 г., когда его приняли на работу в качестве фоторепортера в крупное издательство «Мелантрих». Гаек давал «втянуть себя в события» и молниеносно запечатлевал различ­ные альтернативные ситуации. Окончательный вид снимков он создавал дополнительно с помощью подходящего монтажа.

В заключение можно сказать, что весь период между двумя мировыми войнами нужно считать как принципиально важный для развития фоторепортажа о текущей жизни. Иллюстрирован­ные журналы нашли «свое лицо» и своими требованиями косвен­но подталкивали талантливых фотографов к творческому использованию современной техники для отражения событий через наиболее выразительные и впечатляющие ситуации. За­ложенные в то время основы положительно отразились на всем дальнейшем развитии «живой» фотографии после второй миро­вой войны, когда начинается настоящий расцвет этого жанра фотографического творчества.

Петр Тауск. Revue Fotografie-82/2

ПФ благодарит Марину Угненко за подготовку материалов к публикации.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus