Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

Портрет с дочерью Кайей

Дженнифер Шлессингер — притягательно необыкновенный человек. Возможно, мне следовало бы сказать, что она привлекательна И необыкновенна, но, пожалуй, сегодня мы попытаемся сосредоточиться на том, почему ее считают выдающейся личностью. Возможно, вы знаете ее как галериста и директора The VERVE Gallery в Санта-Фе, галереи, которая известна качеством и превосходным исполнением фотографических работ. В этой галерее отдают предпочтение авторам, специализирующимся на альтернативных фотографических процессах. Возможно, вы знаете Дженнифер Шлессингер Хансан как талантливого фотографа, создающего фотографии в технике альбуминовой печати, фотоработы, выглядящие так, точно они принадлежат другому миру. Или, быть может, вы побывали на одном из ее мастер-классов, или сидели напротив нее, или рядом с ней, во время одного из портфолио-ревю. Связанная с миром фотографии часть жизни Дженнифер очень богата событиями, но помимо успеха в фотографии она еще и мама хорошенькой дочки, Кайи.

В первый раз я встретила Дженнифер во время портфолио-ревю под эгидой «Фотолюсиды» [прим. пер. Photolucida — некоммерческая организация в Портленде в штате Орегон, специализирующаяся на организации событий в мире фотографии и продвижении начинающих фотографов и авторов, находящихся в середине творческой карьеры]. В последующие годы мне неоднократно доводилось сидеть за столиком Дженнифер. Я находилась на противоположной стороне, но я только выигрывала от ее экспертного мнения и мудрого совета. У нее очень ясная позиция относительно того, что она хочет получить как директор галереи. При этом начинающим фотографам она также дает возможность выставиться и найти своих зрителей. Совсем недавно я с удовольствием пересеклась с ней в неформальной обстановке во время просмотра фоторабот на портфолио-ревю в Санта-Фе. Когда я обучаю студентов в рамках мастер-классов в Санта-Фе, Дженнифер любезно уделяет время моим ученикам в стенах своей галереи, рассказывая им о текущей выставке и о коллекции The VERVE Gallery. Я наблюдала за тем, как собственная карьера фотографа Дженнифер Шлессингер Хансан взлетела, а затем и поднялась на немыслимую высоту. Работая над этой серией интервью, озаглавленных «Старинный плейлист в редакции автора», я осознала, какая же это огромная удача, что у нашего фотографического сообщества есть возможность опереться на таких людей, как Дженнифер, людей, способных вдохновлять тем, как они проходят свой жизненный путь, являясь профессионалами, выстраивающими карьеры других фотографов, И одновременно фотохудожниками, которые понимают особенности функционирования мира фотографии.

В том случае, если вы хотите узнать о Дженнифер еще больше, я рекомендую вам обратиться к превосходному интервью Тома Персингера, опубликованному в блоге F295.

После этого вступления я с огромным удовольствием представляю вам старинный плейлист в редакции Дженнифер Шлессингер Хансан:

— Расскажите о том, как Вы росли. Что привело Вас к занятию фотографией?

— Я не знала, что моя карьера будет основываться на творческих навыках, примерно до 20 лет. Мне кажется, даже тогда я предполагала, что стану фотожурналистом. Я росла в лесах Коннектикута и все время проводила, играя на улице. В те годы моя семья активно занималась спортом. Я обожала футбол, софтбол, кемпинг и плавание на каноэ. Мой отец — очень креативный человек. В подвале нашего дома была столярная мастерская. Мама играла на пианино, она до сих пор вяжет, и она — великолепный повар. Время от времени я посещала занятия по искусству и уроки музыки, но у меня не было ощущения, что я прирожденный музыкант. Мне приходилось прилагать значительные усилия. Несмотря на то, что мой брат — талантливый музыкант, у меня не было врожденного чувства ритма. Я неплохо рисовала красками и делала хорошие карандашные наброски, но и эти занятия не считала областью, в которой смогу добиться превосходства. Так что впервые я осознала, что искусство фотографии — часть меня, когда взяла в руки камеру. Мне было около двадцати.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

День рождения Джен, 8 лет, 1982 год

Это произошло, когда я покинула северо-восток Америки и отправилась в Атланту в штате Джорджия, чтобы немного отдохнуть от учебы в университете и понять, чем именно я хотела бы заниматься. Меня интересовало создание предметов искусства. Я пыталась самостоятельно понять, что из себя представляет живопись и рисунок, и встретила друга, который вложил мне в руки камеру Pentax k1000. Мы исследовали районы Атланты, Кэбиджтаун и другие кварталы, которые меня завораживали. Я начала заниматься фотографией, снимая городские пейзажи в тех местах. После этого в 1995 я увидела выставку Себастио Сальгадо в Атланте. Я была потрясена. Я устроилась на работу в фотолабораторию, где изучила процесс обработки С-41 и то, как печатать черно-белые желатиновые галогено-серебряные отпечатки в темной комнате. Затем я отправилась в Европу. Я была очарована историей искусства. Я фотографировала все вокруг. Возвращаясь из этой поездки, я ощутила четкую уверенность, что хочу заняться изучением фотографии, узнать все аспекты, связанные с ней — историю фотографии, искусство фотографии, технические особенности, философию фотографии. Я понимала, что хочу жить в юго-западной части Америки, я была там однажды, навещая брата, мне понравился пейзаж, так что в процессе поисков специализирующегося на преподавании фотографии учебного заведения в этом регионе я наткнулась на колледж в Санта-Фе. Я перевела кредиты из университета, где училась до этого, в новый колледж и получила в Санта-Фе диплом бакалавра фотографии.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка, Михаил Молзберг

Дедушка Михаил Молзберг

Я была молода и в тот момент не понимала, фотографическим центром какого масштаба был юго-запад. Осознание пришло, когда я поступила в колледж и начала учиться под руководством Дэвида Шейнбаума. Этот человек — богатейший источник знаний по истории фотографии, состоявшийся фотограф, преподаватель и арт-дилер, специализирующийся на искусстве фотографии. Он сформировал во мне четкое понимание того, как должна выглядеть художественная фотография, и я вечно ему буду за это благодарна. Дэвид Шейнбаум и его супруга, признанный фотограф Джанет Руссек — они управляют фирмой «Шейнбаум и Руссек» — стали моими наставниками и до сегодняшнего дня оказывают огромное влияние на мою непрерывную страсть к фотографии и понимание художественной фотографии.

— Как называется Ваша должность? Опишите Ваши обязанности и типичный день.

— Я директор The VERVE Gallery в Санта-Фе в штате Нью-Мексико. Я работаю напрямую с авторами, интересы которых мы представляем, я занимаюсь продвижением их работ, организую их выставки, создаю базу клиентов — коллекционеров, которые будут специализироваться на работах наших авторов. Я управляю всем спектром клиентских коммуникаций. Я также напрямую работаю с коллекционерами, потенциальными коллекционерами и клиентами галереи. Эти коммуникации связаны с интересами наших авторов. Помимо этого, отсматривая поступающие в галерею заявки и принимая участие в ревю, я постоянно нахожусь в поиске новых потенциальных авторов. Входя в галерею, наши посетители, как правило, встречаются именно со мной, так что, в целом, информирование публики о проходящих выставках и об авторах, представленных в галерее, также входит в мои обязанности.

Мой обычный рабочий день начинается с того, что я отвечаю на многочисленные электронные письма! Можно сказать, что электронные письма — главный канал коммуникации, который используют мои коллеги, клиенты и наши авторы, так что содержание этих писем иногда формирует мое расписание на предстоящий день. Обычно к концу дня я отправляю ответы на запросы о нескольких отпечатках и ответы на просьбы авторов и понимаю, что выполнен огромный объем работы, составляющей неотъемлемую часть нашего бизнеса — общение с многочисленными авторами и клиентами. Это несколько сотен клиентов и более сорока фотографов.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

The VERVE Gallery в Санта-Фе

— Расскажите нам о том, чем гордитесь больше всего.

— Если говорить о галерее, я горжусь репутацией, которую мы сформировали, особенно это касается того, как мы ведем бизнес с нашими авторами и клиентами. Я горжусь работой, которую мы выполняем, поощряя, вдохновляя и продвигая начинающих авторов, тем, что мы служим трамплином, который дает многим фотографам возможность продемонстрировать свое творчество более широкой аудитории.

Больше всего в этой работе мне нравится то, что я могу предложить авторам новые возможности. Однажды я смогла пригласить Генри Горенштейна, одного из писателей, чьи книги я изучала в колледже, присоединиться к группе фотографов, представленных в галерее. Мне доставляют радость ситуации, подобные этой; когда круг замыкается, и это в высшей степени конструктивное совпадение для людей, задействованных в нем.

Я также горжусь многими выставками, которые The VERVE Gallery оформила и успешно провела. Мы приняли решение организовать крупную выставку, озаглавленную «Процесс создания», во время которой мы показали несколько фотографических процессов, практиковавшихся в XIX и XX веках, в исполнении авторов, представленных в нашей галерее. Во время выставки мы смогли предложить публике образовательный перформанс. Выставка подразумевала участие, и мы получили великолепный отклик от сообщества в самом широком смысле этого слова. Сейчас мы занимаемся созданием образовательного видео, посвященного выставке. Стилистика видео будет напоминать видео, которое мы сняли о фотографах, чьи работы представляем, воспользовавшись услугами компании Story Portrait Media, базирующейся в Санта-Фе.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

Выставка «Процесс создания»

Я также горжусь тем, что мы курировали выставку фотоагентства Магнум в 2009 году, тем, что в 2013 состоялась групповая выставка наших фотографов «Зарисовки обнаженных фигур», приуроченная к десятому юбилею The VERVE Gallery. Также предмет моей гордости — то, что мы были приглашены сотрудничать с журналом Diffusion в преддверии пятой годовщины существования журнала, и то, что честь провести их ретроспективную выставку в этом году досталась нам.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

Выставка журнала Diffusion в The VERVE Gallery

Что касается моей собственной творческой работы, следует признать, что оттачивание техники альбуминовой печати принесло свои плоды. По большей части я изучала процесс самостоятельно. Несколько раз мне хотелось сдаться, но я продолжала. В итоге я нащупала хороший, подходящий именно для меня метод создания отпечатков. Доведение всей последовательности до совершенства — это был настоящий вызов. Я потратила практически год на эксперименты, я совершала ошибки, но факт того, что работы, которые я создаю, находятся в музейных коллекциях, выставляются, их приобретают коллекционеры, то, что я преподаю теперь процесс альбуминовой печати во время своих мастер-классов — я считаю это огромным достижением.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, Утопия, фотожурналистика, Сальгадо, Анри Картье-Брессон, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

Во время проведения мастер-класса по альбуминовой печати

— Что Вы пытаетесь найти, когда посещаете портфолио-ревю?

— Для меня портфолио-ревю — событие, позволяющее достичь двух целей. Я посещаю ревю как автор, которому нужен компетентный совет, и как профессионал, оценивающий работы участников портфолио-ревю! Я бы сказала, что когда я приглашена оценивать работы других участников, я нахожусь в поисках чего-то, что способно заполнить креативное пространство, еще не представленное работами фотографов, уже сотрудничающих с The VERVE Gallery. Я пытаюсь найти авторов, которые используют фотографию в новых направлениях, способных восхищать и привлекать с эстетической точки зрения.

Когда я посещаю ревю как фотограф, я стремлюсь расширить спектр своих профессиональных возможностей и установить профессиональные связи с людьми, с которыми в любых других ситуациях было бы затруднительно познакомиться.

Плюс того, что я имею возможность примерить на себя обе эти роли, заключается в том, что вы быстро усваиваете, чего не стоит делать и какие действия действительно приводят к результату. В конце концов не важно, на какой стороне стола я нахожусь во время портфолио-ревю, я всегда покидаю ревю, обзаведясь потрясающими новыми знакомствами и абсолютно положительным опытом.

— Какой совет Вы можете дать фотографам, планирующим посетить портфолио-ревю?

— Моя личная позиция как ревьюера заключается в том, что фотограф должен демонстрировать максимально отточенное, цельное, идеально обработанное, предельно подготовленное к выставке портфолио. Самое сложное для меня как для персоны, которая посещает мероприятия в поисках работ, которые будут выставлены в галерее — когда автор говорит: «Я думаю, финальный вариант фотографий будет крупнее,» — или: — «Работы будут напечатаны на другой фотобумаге,» — и так далее. Иными словами, автор ожидает, что ревьюер, такой, например, как я сама, представит окончательный облик работы. Визуальный канал восприятия для меня доминантный, поэтому мне обязательно нужно видеть работу в ее окончательном, подготовленном к выставке виде. Я полагаю, лучшая стратегия — продемонстрировать фотографии так, точно это проект, уже подготовленный к выставке. Мне известно, что некоторые авторы посещают портфолио-ревю, чтобы получить обратную связь по поводу проекта, над которым они еще работают, но если они хотят добиться выставки, мой совет — портфолио должно быть полностью подготовлено. Мне доводилось оказываться в ситуациях, когда мы принимали решение об участии в выставке работы, которую я выбрала во время портфолио-ревю, но когда фотография оказывалась в галерее, ее качество, цвет и тональные характеристики сильно отличались даже от того, что принято считать удовлетворительным: фотографии могут быть увеличенными, напечатанными на отличающейся бумаге и так далее. В таких ситуациях вы испытываете ужасное разочарование.

— Существует ли что-то неожиданное, чего мы не знаем о Вас?

— В августе мне исполняется сорок лет, чтобы отметить это событие я тренировалась, чтобы принять участие в своем первом полумарафоне. Это было в прошедшем мае! Я годами занималась бегом, но никогда в жизни не преодолевала дистанцию в 13.1 миль [прим. пер. около 22 километров]. Для меня это было подобно ритуалу, не только физически, но и эмоционально. Я тренировалась в маленькой компании девушек, занимающихся бегом, друзей, которые поддерживали меня. Единственное, с чем я могла бы сравнить это достижение — момент, когда моя дочь Кайа появилась на свет, это происходило дома, я не принимала обезболивающие препараты, и рождение дочери, конечно же, было самым важным достижением в моей жизни и самой большой наградой!

— Поскольку это интервью из цикла «Старинный плейлист в редакции автора», назовите Вашу любимую песню, группу и скажите, танцуете ли Вы?

— Пожалуй, это могло бы стать продолжением ответа на вопрос о том, существует ли что-то, что обычный человек не знает обо мне. Я занималась брейкдансом. С подругой мы победили в чемпионате штата Нью-Мексико, когда мне было 24 года! Мы даже получили приз. Мне нравится оптимистичный, транслирующий позитивное послание хип-хоп с хорошей ритмикой. Мои любимые исполнители: Gift of Gab, группа A Tribe Called Quest и трио De La Soul. Я больше не танцую брейкданс, тем не менее, мне нравится включать дома радио на полную громкость и танцевать с друзьями и моей восьмилетней дочерью.

— Что ж, теперь, согласно правилам этого интервью, мне следует передать инициативу Дженнифер…

— Прежде всего я хочу поблагодарить вас, Алина, за все, что вы делаете для нашего сообщества. Вы вдохновляете и фотографов и тех из нас, кто, являясь частью арт-бизнеса, работает с фотографами.

Теперь я расскажу вам немного о том, как работаю, и о том, как пришла к тому, чем сейчас занимаюсь.

В 1998 году, примерно за два месяца до окончания университета с дипломом со специализацией в фотографии и дополнительной специализацией в сфере журналистики, я принимала участие в стажировке, работая в штате местной газеты под названием The New Mexican. Однажды мне дали задание по созданию фотографий человека, скорбящего в День ветеранов. Вопреки моей любви к фотожурналистике и даже вопреки тому, что я восхищаюсь работами Брессона, Сальгадо, Уиджи и многих других представителей этого направления, лично мне было неловко задавать этому человеку вопрос о том, могу ли я его сфотографировать, в тот момент, когда он, рыдая, стоял у мемориальной могильной плиты. Я чувствовала себя так, точно нарушаю частную жизнь, и это ощущение было неприятным. Именно в тот момент я решила, что не желаю специализироваться на этом направлении в фотографии.

Тем не менее я обожала фотографию и продолжила исследование этого мира после окончания университета. У меня был период, во время которого я занималась съемкой мероприятий. Создавать фотографии с участием музыкантов и исполнителей для меня было гораздо более комфортным с эмоциональной точки зрения, чем тот опыт, о котором я рассказала вам до этого. Затем я устроилась на административную позицию в организацию, занимающуюся искусством в Санта-Фе. Впоследствии эта работа привела к тому, что я получила возможность устроиться на другие более интересные должности. В итоге по прошествии определенного времени я приобрела необходимые навыки, чтобы руководить некоммерческими организациями. Мне довелось работать помощником директора Института искусствоведения в Санта-Фе. Теперь я работаю в коммерческой организации, это The VERVE Gallery.

В процессе этого профессионального пути меня непрерывно вдохновляли авторы, с которыми мне посчастливилось общаться в рамках работы в этих занимающихся искусством организациях. Институт искусствоведения в Санта-Фе, например, организовывал программу резиденций для авторов. Также я работала для SITE Santa Fe [прим. пер. некоммерческая организация, основанная в 1995 году с целью проведения единственной на тот момент в США биеннале современного искусства]. Я была счастлива оказывать помощь таким авторам, как Кристиан Марклей, Сьюзан Мейселас, Вуди и Штайна Васюлка, Спенсер Туник, Грегори Крюсон и многим другим, чьим творчеством я восхищалась. В конечном счете все эти люди повлияли на мое собственное видение фотографии. Работа с ними дала мне возможность изучать фотографию как искусство с разных точек зрения и как носитель совершенно разных концепций.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, Утопия, фотожурналистика, Сальгадо, Анри Картье-Брессон, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

© Дженнифер Шлессингер Хансан, «Утопия I», 2013

В конце концов я определилась с наиболее для меня комфортным способом познания фотографии. Я специализируюсь на пейзажной фотографии и практикую мокрые фотохимические процессы — именно то, с чего началась моя одержимость фотографией в Атланте. Я экспериментировала с цифровой фотографией и уважаю это направление, тем не менее я каждый раз прихожу к выводу, что тактильные аспекты фотографии для меня наиболее важны. В настоящее время, даже несмотря на то, что я научилась отражать в своих фотографиях связи человека с природой, все равно именно пейзаж — главная тема моих работ. Я понимаю теперь, что мне никогда не удалось бы сформировать в себе то, что делает вас фотожурналистом в традиционном понимании этого термина. Я классический интроверт, по крайней мере в плане того, как я хочу заниматься своей творческой деятельностью.

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, Утопия, фотожурналистика, Сальгадо, Анри Картье-Брессон, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

© Дженнифер Шлессингер Хансан, «Утопия II», 2013

 

Дженнифер Шлессингер Хансан, фотограф, директор галереи, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, Утопия, фотожурналистика, Сальгадо, Анри Картье-Брессон, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка

© Дженнифер Шлессингер Хансан, «Утопия III», 2013

Следует, несмотря на все это, заметить, что для меня величайшая радость — иметь возможность отдать должное всем тем фотографам, работающим в различных жанрах, которые действительно вызывают у меня глубокое уважение. Фактически, меня постоянно завораживают фотохудожники, творящие в направлениях, которые не входят в число моих сильных сторон. Я предельно благодарна за то, что в этом мире существуют люди, создающие предметы искусства, созерцание которых заполняет пустоту в моей душе, которую я не в состоянии заполнить сама.

фотограф, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка, Генри Горенштейн

© Генри Горенштейн

 

фотограф, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка, Джанет Руссек

© Джанет Руссек

 

фотограф, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка, Изабель ЛеМэй

© Изабель ЛеМэй

 

фотограф, The VERVE Gallery, Санта-Фе, фотография, фотожурналистика, Lenscratch, Ольга Губанова, петербургский фотограф, ПФ, интервью, портфолио-ревю, выставка, Дэвид Шейнбаум

© Дэвид Шейнбаум, DJ Shadow, 2010

 

© Ольга Губанова, перевод, 2015
«Петербургский фотограф»

Оригинальный текст интервью впервые опубликован 1 августа 2014 года в журнале Lenscratch на английском языке.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus