25 декабря 2014 года в 18:00 в РОСФОТО открывается выставка «Фотография викторианской эпохи». Основная часть экспозиции посвящена самым первым образцам фотоискусства и деятельности английских художников середины XIX века. Как для живописного творчества, так и для фотографии художники находили вдохновение в образах средневековой литературы и поэзии.

На выставке будут представлены работы Данте Габриэля Россетти, Джулии Маргарет Кэмерон, Генри Пича Робинсона, а также менее известных мастеров викторианской эпохи, оставивших, однако, важный след в истории фотографии. Среди них — Роджер Фентон, глава лондонского фотографического общества и первый официальный военный фотограф, леди Клементина Хаварден — первая женщина-фотограф. Будет показан фотопортрет Алисы Лидделл — той самой девочки, для которой Льюис Кэрролл создал свои чудесные произведения «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье».

Во второй части экспозиции будет представлен подарочный альбом с видами городов, исторических мест и памятников Шотландии. Подобные альбомы видовой фотографии были широко распространены во второй половине XIX века в среде высшего и среднего класса Великобритании. Основной автор альбома — Джеймс Валентайн (James Valentine, 1815–1879), шотландский фотограф, специализировавшийся на видовой съемке для готовых альбомов и фотооткрыток, в том числе издававшихся (с 1850-х годов) и его собственной полиграфической фирмой «Valentine & Sons». Наиболее известной серией фотоотпечатков этой фирмы стала съемка последствий катастрофы на железнодорожном мосту через Фёрт-оф-Тэй в 1879 году. Крупные собрания работ Дж. Валентайна принадлежат городской библиотеке города Данди и Сент-Эндрюсскому университету (Шотландия). 38 фотографий выполнены в технике «мокрого коллодиона». Такую технику Фредерик Скотт Арчер изобрел в 1851 году. С развитием новых технологий мокрый коллодионовый процесс был перенесен со стеклянной пластины на бумагу.

В альбом вошли 12 отпечатков другого крупного мастера видовой фотографии, снимавшего, главным образом, архитектурные и природные ландшафты Шотландии, Англии и Северной Ирландии — Джорджа Вашингтона Уилсона (George Washington Wilson, 1823–1893), основной фотоархив которого (40 000 единиц) хранится в коллекции университета города Абердин (Шотландия). Эти работы выполнены фотомеханическим способом печати — «вудбуритипией» (woodburytype), запатентованным Уолтером Бентли Вудбури в 1864 году.

В представленной коллекции отражены такие фотографические жанры, как архитектурная, пейзажная, портретная, репортажная и научная съемка. Предметы коллекции, хотя и выполненные на разном уровне профессионального мастерства, имеют исключительно высокую историческую, историко-технологическую и художественную ценность.

Выставка подготовлена на основе коллекции РОСФОТО и британской коллекции «Прерафаэлитизм в искусстве фотографии», переданной Британским Советом в дар Томскому областному художественному музею.

Выставка продлится до 22 февраля 2015 года. В рамках выставки пройдет цикл лекций, посвященный искусству викторианской эпохи.

Программа цикла:

15 января, 19.00: «Фотография викторианской эпохи» (лектор — Наталия Гуркина).

22 января, 19.00: «Эстетизм в викторианской Англии» (лектор — Андрей Аствацатуров).

1 февраля, 15.00: «Отражения викторианской эпохи» (лектор — Вадим Высоцкий).

Адрес: ул. Б. Морская, д. 35, РОСФОТО. 3 этаж, конференц-зал. Стоимость одной лекции: 250 р. Обязательна предварительная регистрация: curator@rosphoto.org

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 35. Выставочный зал Дворового корпуса.
Часы работы: с 11.00 до 19.00, четверг — с 11.00 до 21.00.

Анонс предоставлен РОСФОТО

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus