Magnum, World Press Photo, ОЗХО, фотограф-документалист, репортаж, фотограф, США, Норвегия, Япония, мода, VU, черно-белые фотографии, итальянский неореализм, Скотт Андерсон, Нобелевская премия мира, химическое оружие, Паоло Пеллегрин, фотожурналист

© Cristina Vatielli. Паоло Пеллегрин

В этом месяце Паоло Пеллегрин, прославленный итальянский фотограф-документалист и фотожурналист, член фотоагентства Magnum, автор десяти книг и по удивительному совпадению лауреат ровно десяти премий World Press Photo, встречает свой юбилей. Паоло исполняется пятьдесят лет.

В 2013 и 2014 созданные фотографом визуальные фотодокументы представлены на необыкновенно серьезной и мрачной выставке. Это девятая инициированная Нобелевской Премией Мира экспозиция в Осло в Норвегии, приуроченная к вручению премии. В прошедшем году премия была присуждена Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая занимается мониторингом, выявлением и уничтожением оружия, созданного в наши дни и во время Первой мировой войны. Работа неизвестных миру экспертов ОЗХО щепетильна, ювелирна, опасна, временами секретна.

Поскольку тематика выставки зависит от лица, или институции, провозглашаемых победителями, приглашенные артисты также неизвестны до официального объявления лауреата главой Норвежского Нобелевского комитета.

Создание выставки занимает восемь недель в конце каждого года. Паоло Пеллегрин погрузился в зловещую тематику работы ОЗХО и секретные документы вместе со своим давним напарником, американским военным корреспондентом и писателем Скоттом Андерсоном.

«Я хотел бы передать публике впечатление мужества, энергии, силы и страсти, с которой эти люди выполняют свою работу, — рассказывает о своей новой серии Паоло Пеллегрин. — Организация существует всего около 16 лет, но за эти годы они смогли уничтожить примерно 80 процентов мировых запасов химического оружия. Само по себе это исключительно. Я хотел создать лучшие фотографии, какие только возможно, но более всего я хотел разработать последовательность образов, которая создавала бы впечатление повествования». Скотт Андерсон, написавший для выставки серию коротких текстов, добавляет: «Мы работаем вместе в течение 25 лет. Паоло действительно обладает свойственной исследователям почти журналистской способностью разыскивать и попадать в места, где можно ухватить саму суть истории. Когда вы смотрите на его фотографии, вы всегда видите более одного логического центра изображения, их всегда два, или три. Его серии обладают восхитительной способностью говорить. Думаю, именно поэтому он один из лучших фотожурналистов в мире на сегодняшний день. Что касается работы ОЗХО, 30 лет я освещал войну во всех ее проявлениях и видел ее невероятную цену, при этом я никогда не бывал на полях войны, где использовалось бы химическое оружие, но, определенно, это одна из наиболее жутких форм. Я думаю, выбор премии этого года говорит о том, что этот вид оружия должен быть искоренен».

Magnum, World Press Photo, ОЗХО, фотограф-документалист, репортаж, фотограф, США, Норвегия, Япония, мода, VU, черно-белые фотографии, итальянский неореализм, Скотт Андерсон, Нобелевская премия мира, химическое оружие, Паоло Пеллегрин, фотожурналист

© Paolo Pellegrin / Magnum Photos для Нобелевского центра мира

Большая часть жизни Паоло Пеллегрина была посвящена фотографии и формированию предпосылок, которые позволили ему быть приглашенным фотографом этой статусной выставки и представить именно те аскетичные мрачные и элегантные черно-белые снимки, которые являются ключевой чертой его фотографического стиля. Понятия, которые Паоло Пеллегрин, говоря о своем творчестве, использует чаще всего, это человек и человеческие намерения, повествование, история и скорость изменений. Анализируя свои работы, он упоминает строгость и ясность, которые им присущи вопреки суровой и временами пугающей реальности, действительности, которую по его мнению во что бы то ни стало стоит запечатлевать. С самого начала он был заинтересован в стоящих за образами историях социального и гуманистического характера, непременной частью которых являлись люди. Фотография с его точки зрения — важный инструмент обучения и одна из наиболее доступных и универсальных форм коммуникации.

Он описывает черно-белую фотографию, говоря в то же время об изысканности и кинематографе, литературе и самообразовании. Абстрактный характер черно-белых изображений помогает ему выразить сущность собственного видения в предельно сжатом лаконичном и в то же время метафорическом виде. Метафоры позволяют транслировать публике каждую конкретную историю языком универсальных символов. Аскетичность визуальных образов стирает национальные и культурные границы, свойственные восприятию зрителя. Согласно его же собственным словам, он работает подобно сдержанному в высказываниях скульптору, который создает исключением лишнего.

Magnum, World Press Photo, ОЗХО, фотограф-документалист, репортаж, фотограф, США, Норвегия, Япония, мода, VU, черно-белые фотографии, итальянский неореализм, Скотт Андерсон, Нобелевская премия мира, химическое оружие, Паоло Пеллегрин, фотожурналист

© Paolo Pellegrin / Magnum Photos

Каким образом он начал карьеру фотографа? В какой момент ощутил непреодолимое желание говорить? В силу каких причин у него это получается столь выразительно? «Я изучал архитектуру в Риме, я был студентом третьего курса, когда понял, что это не совсем то, чем я хочу заниматься. Я приступил к занятиям в школе фотографии, которая тогда только открылась, и спустя несколько недель совершенно точно понял, что фотография может стать моим собственным голосом и индивидуальным способом выразить самого себя. Именно в тот момент моя жизнь изменилась. Я начал снимать, работать над образами, печатать, пытаться познать тот странный язык, которым является изображение, по своей сути это непрерывный процесс». Любопытно, что родители Паоло Пеллегрина были архитекторами.

После того как три курса архитектурного образования были дополнены двумя годами в фотошколе, Паоло начал работать в Риме. Он побывал ассистентом множества фотографов и видеооператоров. Позднее он отмечал, что на него всегда определенное воздействие оказывал кинематограф, особенно подчеркивая визуальное влияние итальянского неореализма и работ Ингмара Бергмана и Орсона Уэллса.

Паоло тщательно изучал работы мастеров, особенно пристально фотоработы тех, кто его привлекал. Они создавали черно-белые фотографии. Он подражал им, постепенно становясь преемником сформировавшихся в прошедшем столетии традиций. Он также, впитав столь ярко выраженную в его творчестве легкую старомодность, экспериментировал, стремясь выработать свой собственный стиль и визуальный язык. Странное смешение нагнетенной до предела атмосферы, сурового лаконизма и мрачной динамики с постоянным вниманием к форме и эстетике снимка.

Затем он захотел пойти дальше. Он сформировал портфолио, которое позднее описывал как весьма скромное. Завершив работу для телевизионного канала и скопив немного денег, купил подержанную машину и на ней, захватив отпечатки и негативы, отправился в Париж. Он поставил себе четкую цель — продемонстрировать портфолио стольким агентствам, скольким будет возможно, надеясь, что хотя бы в одном из них в нем разглядят потенциал.

Первое же агентство вцепилось в него! Пожалуй, это было еще большей удачей потому, что в те годы в VU работала целая группа великолепных мастеров. Это место стало еще одной школой для молодого фотографа. Паоло удалось поработать со своими кумирами, которых он называл источниками вдохновения все последующие годы. Это Йозеф Куделка, чешский фотограф, присоединившийся к агентству Magnum в 1971 году, и Жиль Перез, французский фотограф, ставший членом Magnum в 1972 году и его президентом в 1986 году.

Эмоционально сильные работы Паоло Пеллегрина тех лет уже были посвящены социальной тематике. Жизнь иммигрантов и бездомных, цыгане в Италии и Боснии, затем материалы о детях в странах военных конфликтов, гуманистические репортажи из Уганды. Репортажные съемки и очерки фотографа оказались настолько интересными, что он был награжден премией World Press Photo в 1995 году. Тогда же Паоло Пеллегрин начал активно путешествовать.

Он передвигался по миру, эволюционировал, осваивал новые жанры, заключая их внутри отточенности своего печального и динамичного стиля. Он был отчаянным и последовательным. Это были Мексика, Уганда, Зимбабве и Кения, Косово, Албания, Сербия и Македония, практически любая территория, название которой особенно часто звучало в те годы в сводках новостей. За материалы, собранные во время этих путешествий, фотограф был награжден целым созвездием премий, вслед за которыми в большом количестве начали появляться положительные отзывы критиков.

Сопровождающие бесчисленные премии финансовые вознаграждения позволили фотографу продолжить свои проекты и издать ряд посвященных им книг, но главной мотивацией всегда оставалась потребность быть посредником между людьми и фотографическими свидетельствами истории, возможность вкладывать собственную сущность в момент создания фотографии. Не обязательно повлиять, но совершенно точно вовлечь зрителя в диалог с изображением и заставить ответить на те вопросы, с которыми сталкивался автор, оказываясь в месте и ситуации, заслуживающих того, чтобы быть запечатленными ради грядущих поколений.

После десятилетия в VU он понял, что определенный этап его жизни завершен и он нуждается в чем-то ином. «Один из фотографов Magnum спросил у меня, заинтересован ли я в том, чтобы подать портфолио. И я был принят. Я был очень рад, что я в самом деле что-то подал». К тому моменту он уже подписал контракты с несколькими журналами, его профессиональные связи в фотографическом сообществе были весьма обширны. Он был в возрасте между 30 и 40. Для него это было более вступлением в группу единомышленников, чем присоединением к всемирно известному фотографическому агентству, скорее возможность воссоединиться с равными, чем приобрести что-то, помимо уникальной свойственной агентству атмосферы.

Паоло был объявлен полноценным членом Magnum в 2005 году. В этом же году он приступил к работе над долгосрочным проектом об условиях, существующих на американской военно-морской базе и тюрьме в Гуантанамо и ее бывших заключенных, находящихся в разных странах, проект, к которому он еще вернется в 2012 году.

Magnum, World Press Photo, ОЗХО, фотограф-документалист, репортаж, фотограф, США, Норвегия, Япония, мода, VU, черно-белые фотографии, итальянский неореализм, Скотт Андерсон, Нобелевская премия мира, химическое оружие, Паоло Пеллегрин, фотожурналист

© Paolo Pellegrin / Magnum Photos

Для журнала The New York Times Паоло создал черно-белые фотографии девяти потенциальных медалистов предстоящих на тот момент Летних Олимпийских игр в Пекине, включая портрет Елены Исинбаевой, олимпийской чемпионки по легкой атлетике в прыжках с шестом, интерпретации, созданные со страстью к черно-белому видению и напоминающие об образах Лени Рифеншталь, увидевших свет восемь десятилетий тому назад. К моменту, когда в 2008 году Паоло Пеллегрин был приглашен создать эту серию работ на олимпийскую тематику, он обладал исключительной репутацией фотографа-документалиста, у которого к тому же была склонность к документальной съемке моды и опыт работы на показах в Париже, Милане и Нью-Йорке.

Magnum, World Press Photo, ОЗХО, фотограф-документалист, репортаж, фотограф, США, Норвегия, Япония, мода, VU, черно-белые фотографии, итальянский неореализм, Скотт Андерсон, Нобелевская премия мира, химическое оружие, Паоло Пеллегрин, фотожурналист

© Paolo Pellegrin / Magnum Photos

Он запечатлевал события подиума подобно кинематографической или театральной сцене, совершенно точно не как витиеватую презентацию или сухой растянутый во времени маркетинговый или рекламный ход, а как место действия, совокупность почти военных событий и приготовлений. Эти странные, временами цветные, интригующие снимки, подобные вариациям на тему войны с участием красивых женщин или даже среди них, со своими стратегами, с прячущимися в тенях построениями и светом, напоминающим свет прожекторов, нагнетенная до предела на подиуме и за кулисами атмосфера были отмечены Word Press Photo Award 2005 и приблизили его на шаг к другому, еще только грядущему, но даже более необычному проекту в сфере моды.

В 2010 году Паоло выступает в роли приглашенного редактора пятого выпуска Fashion Magazine, принадлежащего Magnum. Номер ежегодного издания посвящен моде. Согласно правилам проекта редактор обязан создать все визуальные материалы, включая фэшн-фотографии, сопровождающие тексты снимки и рекламные фотографии. Казалось бы, это противоречит профессиональным предпочтениям Паоло, преданности описанию угнетающих сторон существования человека и его среды, работе в сегменте этических и моральных ограничений, стилистике, порождаемой почти что спонтанностью момента съемки. Даже более того — деятельность, которой ему приходится заниматься, вступает в противоречие с его профессиональными установками. Теперь, вместо того чтобы ни в коем случае не повлиять на дуновение вечности, он кадр за кадром, общаясь с моделью, выстраивает их. Однако Паоло Пеллегрин сохраняет свое уникальное видение и, проведя исследование, разрабатывает искусственно созданный визуальный ряд, демонстрирующий посредством предоставленных ему ресурсов катастрофические свойственные нашему времени индустриальные и экологические изменения.

Magnum, World Press Photo, ОЗХО, фотограф-документалист, репортаж, фотограф, США, Норвегия, Япония, мода, VU, черно-белые фотографии, итальянский неореализм, Скотт Андерсон, Нобелевская премия мира, химическое оружие, Паоло Пеллегрин, фотожурналист

© Paolo Pellegrin / Magnum Photos

Впервые он работает с обнаженной натурой. Сталкиваясь со сложностями в попытке достичь единственно верной согласно его замыслу той самой бэконовской стилистики, ему приходится работать с 3 или 4 разными людьми. Он охватывает жанры от ню до натюрморта: «Это был вызов внутри вызова. Но я получил удовольствие. В моих репортажах я обычно фокусируюсь на вещах, которые вам позволено, либо не позволено делать. Здесь же взамен этого мне было позволено делать все, что я захочу, как если бы это было игрой».

Он выполняет исследование на тему пейзажа и нетронутых загрязнением земель, которые, в результате климатических изменений и прямого воздействия человека, постепенно трансформируются, превращаясь в подобие азиатского мегаполиса. Подобные метаморфозы происходят и с его моделью. Человеческое тело, описываемое с точки зрения переживающего изменения пейзажа, практически наго в самом начале съемки. Постепенно облик модели трансформируется. В конце она одета почти что в броню.

Героями журнала под его руководством становятся архитектор Норман Фостер и модельер Вивьен Вествуд, он лично приглашает антрополога Марка Оже и дизайнера Брюса Мау. Даже название номера — почти что квинтэссенция романтической меланхолии внутреннего голоса автора — отражает настроение и ключевую идею определенного момента времени. Паоло работал в Эстонии над фотографиями Балтийского моря, затем произошло извержение вулкана в Исландии. Номер получил название «Шторм» и, несмотря на тираж в 8000 экземпляров, стал коллекционным.

Magnum, World Press Photo, ОЗХО, фотограф-документалист, репортаж, фотограф, США, Норвегия, Япония, мода, VU, черно-белые фотографии, итальянский неореализм, Скотт Андерсон, Нобелевская премия мира, химическое оружие, Паоло Пеллегрин, фотожурналист

© Paolo Pellegrin / Magnum Photos

В 2011 году, спустя шесть лет после его работы о последствиях урагана Катрина в США, Паоло Пеллегрин отправился по заказу Zeit Magazin в Японию, чтобы освещать ужасающие последствия самого сильного землетрясения в современной истории Японии, и разрушения, вызванные цунами. В последние годы Паоло Пеллегрин работает над совместным проектом пяти фотографов Magnum «Открытки из США» о бездомных и обездоленных, оружии и иммиграции. В 2013 он получил приглашение создать серию о работе экспертов ОЗХО, серию, представленную широкой публике под названием «Сражение с химическим оружием» в период с 12 декабря 2013 года по 25 ноября 2014 года в Осло в Норвегии. Все, круг нашего повествования завершился, впереди будущее.

Однажды Паоло спросили о том, есть ли в этом мире место для иных, молодых фотографов. Он ответил: «Я думаю, оно есть, и потребность в них огромна. Так много всего еще предстоит исследовать, истории ждут того, чтобы быть рассказанными, события ожидают своих свидетелей. Я бы посоветовал молодым фотографам найти свой внутренний голос, вслед за этим последует качество, которое вместе с собственным стилем образует уникальную смесь, и после этого, я надеюсь, они найдут свое собственное место в мире».

Паоло Пеллегрин на сайте Magnum Photos www.magnumphotos.com

© Ольга Губанова
«Петербургский фотограф», 2014

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus