Текст Сары Коулмен (Sarah Coleman)

Как и тысячи других людей, я была пленена фотографиями Вивиан Майер (Vivian Maier), опубликованными посмертно. Для тех, кто не знает, Вивиан Майер была няней в Чикаго, которая в начале 1950-х годов бродила в свои выходные по городу, снимая полные жизни и эмоций фотографии людей и уличные сцены.

Вивиан Майер, уличный фотограф, автопортрет, Джон Малуф, Чикаго, няня

Автопортрет. Из книги «Вивиан Майер: уличный фотограф», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

В своих лучших образцах снимки Майер становятся в один ряд с первоклассной уличной фотографией XX века, однако до недавнего времени они томились в контейнере со старыми вещами. И только когда содержимое контейнера было продано на аукционе, поразительные фотографии Майер увидели свет.

Майер, оставшаяся при жизни непризнанным фотографом и умершая в лечебнице для престарелых в 2009 году, стала настоящей сенсацией в художественном мире. Ее работы выставляются в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе, а недавно издательство powerHouse Books выпустило ее монографию «Вивиан Майер: уличный фотограф».

Вивиан Майер, уличный фотограф, Джон Малуф, Чикаго, няня

Из книги «Вивиан Майер: уличный фотограф», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Фотографии великолепны и сами по себе, а история жизни Вивиан Майер еще добавляет интриги. Родившись в Бронксе в семье матери-француженки и отца-австрийца, она провела детство в Европе и вернулась в США в 20-летнем возрасте, по-видимому, разорвав семейные узы. Дети, за которыми она приглядывала, нежно вспоминают о ней как о Мери Поппинс, хотя она была крайне недружелюбна и замкнута и никому не показывала свои фотографии. Несмотря на это она явно любила суету и беспорядок уличной жизни и умела выхватить из них потрясающе проницательные и интимные портреты прохожих.

Во вступительном слове к монографии романист и фотограф-любитель Джофф Дайер (Geoff Dyer) пишет, что как няня Майер была «посторонним человеком, чей привилегированный доступ к домашнему быту позволил развиться единственному дару — дару наблюдения» (любопытно почитать книгу эссе Дайера о фотографии «Длящийся момент» — «The Ongoing Moment»). Разумеется, это лишь частично обуславливает талант Майер. Как справедливо отмечено в книге, у великого уличного фотографа должны быть «острый на детали глаз, свет и композиция; безупречное умение выбрать момент; либеральный или гуманистический взгляд; неутомимая способность непрестанно снимать… и дар не пропустить то самое мгновение». Майер обладала всем этим в избытке.

Генри Дарджер, художник, писатель

Генри Дарджер

Уклоняясь немного в сторону, скажу, что обнаружение архива Вивиан Майер заставило меня вспомнить о Генри Дарджере (Henry Darger), знаменитом чикагском художнике-затворнике, чьи работы были также найдены лишь после его смерти. Будучи писателем и художником, Дарджер создавал запутанные, лабиринтоподобные истории, которые иллюстрировал свитками прекрасных акварелей. По шкале эксцентричности он, без сомнения, находится далеко впереди Майер, но они оба были крайне скрытными и одержимыми личностями, которые никогда не демонстрировали свои работы. И вполне реально, что, прогуливаясь в одно из своих воскресений по Северной Стороне Чикаго, Майер могла приметить пожилого лысого человека с пронзительным взглядом и в потертом пальто, так и не узнав в нем собрата по тайному творчеству.

Чистое совпадение, что фундаментальный труд Дарджера носит название «История девочек Вивиан» («The Story of the Vivian Girls»). Полное название значительно длиннее, как только и может быть в случае с книгой длиной в 15 145 страниц. Не углубляясь в детали, скажу лишь, что, как человеку, который явно заботился о детях, Вивиан Майер пришлось бы по вкусу, что ее имя фигурирует в книге о девочках, поднявших вооруженный бунт против детского рабства.

Генри Дарджер, девочки Вивиан, художник, писатель

Генри Дарджер. Из книги «Девочки Вивиан»

Как бы Дарджер и Майер восприняли свою славу? Этого мы никогда не узнаем, что создает определенное ощущение подглядывания, когда мы смотрим их работы. По крайней мере, могу сказать, что я была впечатлена тем, какую работу проделал Джон Малуф (John Maloof), молодой человек из Чикаго, обнаруживший фотоархив Майер. Несмотря на то, что Малуфу было лишь 26 лет, когда он вытащил этот счастливый лотерейный билет, он обращается с наследием Майер очень бережно и тактично. По этой ссылке можно посмотреть два коротких видеоролика, посвященных Джону Малуфу и его находке, а здесь — почитать дискуссию о фотографах, чьи работы были обнаружены и прославлены другими людьми.

Вивиан Майер, уличный фотограф, Джон Малуф, Чикаго, няня

Из книги «Вивиан Майер: уличный фотограф», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Думаю, мы обречены узнать о Майер больше. Работы, представленные на выставке, — лишь верхушка айсберга: ее архив насчитывает около 100 тысяч негативов, а также непроявленные пленки, камеры, одежду, аудио- и видеозаписи. Все эти материалы могли оказаться разбросанными по всему Чикаго или же похороненными на свалке. Вместо этого, кажется, что они попали в правильные руки, и это тоже является частью потрясающей истории Вивиан Майер.

Источник theliteratelens.com

 

© Ирина Билик, перевод, 2013
«Петербургский фотограф»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus