Ирина Попова27 сентября 2013 года в Музее истории фотографии открывается выставочный проект «Зарубежные фотографы о России. Том I: голландские и фламандские авторы о России». Проект включает в себя выставку десяти голландских и фламандских авторов, которая будет представлена в десяти городах России, а также цикл лекций, презентаций, интервью и других мероприятий.
О проекте рассказала его куратор — Ирина Попова.

Книгу Бертин ван Манен (Bertien van Manen) я впервые увидела дома у Александра Лапина. Оказывается, Бертин приезжала в Россию в 90-е, чтобы путешествовать, знакомиться с людьми, изучать русский язык и фотографировать. Тогда она общалась с Лялей Кузнецовой, и та познакомила ее с Александром Иосифовичем. В этом маленьком фотографическом мире все пути-дорожки пересекаются, и настоящих фотографов и подвижников от фотографии слишком мало, чтобы не знать их хотя бы по имени.

Когда я начала выражать восторг от впервые увиденных работ Бертин — от этого магического реализма, пересечения деталей на одной картинке, этой теплой близости к героям, — то Александр Иосифович с легкостью подарил мне эту книгу. Так началась моя пора увлеченного исследования всего, что связано с зарубежными фотопроектами о России. Позже огромная ретроспектива Бертин ван Манен, занявшая целый этаж фотомузея FOAM в Амстердаме, доказала, что мой первый восторг не был ошибочным: Бертин ван Манен прочно занимает свое место в ряду интереснейших мировых фотографов. И ее главное увлечение и тема почти всех работ — Россия.

Нидерланды, Россия, документальная фотография, проект, Музей истории фотографии, Бертин ван Манен, Bertien van Manen, Ирина Попова, зарубежные фотографы о России

© Бертин ван Манен / Bertien van Manen

Позже появился Роб Хорнстра (Rob Hornstra), который удивил своей газетой про Сочи. Да-да, сперва была именно газета, которая при разделении страниц оперативно превращалась в фотовыставку, годную для любой стены. Потом Роб вместе с писателем Арнольдом ван Брюггеном (Arnold van Bruggen) создал целую новаторскую систему существования одного проекта внутри книг, открыток, постеров, выставок и мультимедиа презентаций.

Настоящим открытием, еще во время моей жизни в России, стал проект Питера тен Хупена (Pieter Ten Hoopen) о Нижегородской деревне. Снова здесь внимание концентрировалось не только на фотографии, но на истории за ней: Питер был очарован легендой о граде, некогда ушедшем под воды озера, чтобы спастись от нашествия татаро-монгольского ига. Говорят, этот град появляется на поверхности озера раз в год, летом, и в это время вокруг озера происходит крестный ход. Питер засобирался туда…, но на все события опоздал, попав во вполне себе заурядную деревню. Его фотоистория, однако, обладает тем сиянием о полузабытой сказке, скрывшейся за повседневностью.

Нидерланды, Россия, документальная фотография, проект, Музей истории фотографии, Питер тен Хупен, Pieter Ten Hoopen, Ирина Попова, зарубежные фотографы о России

© Питер тен Хупен / Pieter Ten Hoopen

О работе Карла де Кейзера (Carl de Keyzer) я узнала от Александра Кузнецова, который на протяжении нескольких месяцев работал вместе с ним над проектом «Зона». Для взгляда Карла характерна точная определенность «его» сюжетов, цветная колористика и скрытая ирония мудрого человека. Саму книгу «Зона» я рассматривала только визуально, как прекрасные картины, забыв о содержании: тяжелые будни заключенных в Сибири. В этих работах нет сочувствия, нет тоски и безнадеги, здесь есть взгляд чистого визуала или человека с другой планеты.

Нидерланды, Россия, документальная фотография, проект, Музей истории фотографии, Карл де Кайзер, Carl de Keyzer, Ирина Попова, зарубежные фотографы о России

© Карл де Кайзер / Carl de Keyzer

Гертьян Корнелиссен (Gertjan Cornelissen) пошел по пути документального фикшена и изобрел себе образ советско-ностальгического героя, сняв повседневность окружающих нас постсоветских просторов.

Герт Йохемс (Gert Jochems) принял за отправную точку откровенно сюрреалистическую картину мира неизвестного, затертого черно-белого сибирского городка. Кажется, что эта черно-белая зернистость — свойство не фотографии, но самого места, где она сделана.

Нидерланды, Россия, документальная фотография, проект, Музей истории фотографии, Герт Йохемс, Gert Jochems, Ирина Попова, зарубежные фотографы о России

© Герт Йохемс / Gert Jochems

Лео Эркен (Leo Erken) является почти бесстрастным документалистом, стремящимся запечатлеть в деталях и образах время и место вокруг себя. На днях выходит его книга — результат многолетней работы в странах СССР восточного блока.

Райнир де Влаам (Reinier de Vlaam) попытался понять загадочную и мрачноватую русскую душу через взгляд на возрождающееся фанатичное православие.

Взгляд Сбигнева Косча (Sbignew Cosc) кажется гораздо роднее, теплее, понятнее: он ближе к традиции восточно-европейской и, в частности, прибалтийской фотографии. Может быть, дело еще и в том, что его изображение деревенского быта является чем-то до боли знакомым: тем, что каждый из нас видел не через фотографию, но в жизни.

Нидерланды, Россия, документальная фотография, проект, Музей истории фотографии, Сбигнев Косч, Sbignew Cosc, Ирина Попова, зарубежные фотографы о России

© Сбигнев Косч / Sbignew Cosc

И если взгляд западных авторов видится нам тяжелым и мрачным или, по крайней мере, критическим, то выход из этих невеселых реалий предлагают Павел Прокопчик (Pavel Prokopchik) и герои его серии The Tribe. Кажется, единственный путь вовне из этой антизападной изоляции — стать хиппи, построить хижину в поле…

Так подбиралась моя коллекция столь разных, но одновременно и столь похожих авторов. Их объединяло одно — почти фанатический интерес к России, и не прянично-матрешечной, но настоящей, суровой и непонятной страны, которую они во что бы то ни стало желали познать, и их фотография была для них средством на этом пути.

Нидерланды, Россия, документальная фотография, проект, Музей истории фотографии, Павел Прокопчик, Ирина Попова, зарубежные фотографы о России

© Павел Прокопчик / Pavel Prokopchik

Как ни странно, эти фотографии в своей совокупности могут помочь кое в чем и нам самим — людям, живущим в России. А именно: увидеть пусть субъективное, лоскутное, но тем не менее завораживающее зеркало, познать, что в нас так привлекает и одновременно отпугивает людей извне, и где она кроется — эта загадочная русская душа, если она есть вообще.

Выставка является первой частью большого цикла «Зарубежные фотографы о России», который будет разворачиваться и дальше, и представляет только голландских и фламандских авторов. Выставка будет показана в 10 городах России и в итоге приедет в Нидерланды.

Проект «Зарубежные фотографы о России. Том I: голландские и фламандские авторы о России» не мог бы состояться, если бы не горячий энтузиазм самих участников, жаждущих показать свои работы именно в России и именно в контексте такой коллективной выставки, открывающей новые горизонты и возможности к интерпретации. И, конечно же, проект не получился бы, если бы не щедрая поддержка Нидерландского культурного фонда и Leica-Russia, а также локальных площадок и фестивалей, открывших свои двери для выставки.

Я благодарна всем авторам и помощникам за их деятельное участие.

Ирина Попова,
Куратор проекта «Зарубежные фотографы о России. Том I: голландские и фламандские авторы о России»

 Блог проекта www.ffabru.tumblr.com

Сайт Музея истории фотографии www.photohismus.spb.ru

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus