Мустафа Дедеолу, Mustafa Dedeoglu, турецкий фотограф, фотовернисаж, интервьюМустафа Дедеолу (Mustafa Dedeoglu) — турецкий фотограф, уже получивший известность в России. Став, по мнению Марины Джигарханян, открытием года на Фотовернисаже «Города и люди», прошедшем в Санкт-Петербурге в 2012 году, Мустафа в 2013 году провел персональную выставку в Москве и планирует активно развиваться в этом направлении.
Корреспондент ПФ побеседовал с Мустафой Дедеолу о вдохновляющих факторах и фотографической изоляции.

— Мустафа, Вы — самоучка в фотографии. Вы шли путем только собственных проб и ошибок или советовались с коллегами, показывали кому-то свои работы?

— Я самостоятельно учился фотографировать и, действительно, весь путь до сегодняшнего момента шел методом проб и ошибок. В моем окружении не было людей, которые бы мне помогали. Я обладал лишь основными знаниями в области техники и снял огромное количество фотографий, прежде чем научился делать более или менее хорошие снимки. Я не верю в то, что курсы могут помочь усовершенствоваться: талант либо есть, либо его нет. На курсах вас могут научить только техническим навыкам: как держать фотоаппарат в руках и как нажимать на кнопочку. А как делать хорошие снимки, там вас, к сожалению, научить не могут.

— В чем-то Вы, безусловно, правы. Но человек не всегда способен взглянуть на то, что он делает, со стороны, и здесь встает вопрос взаимодействия с другими.

— Фотография и фотограф — это и есть взаимодействие, они взаимно друг на друга влияют. А с мнениями других людей все гораздо сложнее. Например, откуда вы знаете, что фотографировать нужно именно так, а не иначе? У меня одно мнение, у вас — другое. У каждого свой взгляд, и никто не может сказать, что вот это правильно, а это — неправильно.

Mustafa Dedeoglu, Мустафа Дедеолу, турецкий фотограф, Стамбул

© Мустафа Дедеолу / Mustafa Dedeoglu

 

— Вначале Вы нарабатываете визуальный материал, затем наступает стадия отбора. Можно отснять две тысячи кадров, и только два будут хорошие. Что является Вашим критерием оценки хорошей фотографии?

— На самом деле, оценка очень изменчива, потому что зависит также и от состояния души в определенный момент. Например, мне не понравилась фотография, я ее не распечатал, вообще не обратил на нее никакого внимания, а через три года она попалась мне на глаза, и я думаю: «Какая прекрасная фотография!» Вообще, я стараюсь не стирать никакие снимки, за исключением совсем бредовых или шуточных.

В начале своей карьеры я сделал огромное количество фотографий, они измерялись тысячами за день. И в течение многих месяцев я никому не показывал эти снимки: ни друзьям, ни в Интернете, — делая их только для себя. Я ни с кем не советовался, не читал книжки, не смотрел фотографии других авторов, чтобы не поддаваться их влиянию, не перенимать чужой стиль, но сформировать свой собственный. Некоторые в начале своей фотографической карьеры начинают смотреть фотографии других людей, пытаясь чему-то у них научиться. Я делал противоположное этому. Сначала я просто снимал то, что видел, не пытаясь выработать конкретный стиль. Впоследствии стиль начал формироваться сам — после огромной проделанной работы, после большого количества сделанных снимков. И даже если бы я фотографировал для газеты, для новостей, я все равно хотел бы, чтобы люди, смотря на мои фотографии, понимали, что это именно мои работы. Я хочу, чтобы во всех моих фотографиях, даже если это формальные или официальные кадры, был узнаваем мой почерк, мой стиль.

— Фотографируя, мы находимся в определенном настроении. Есть ли у Вас какие-то способы введения себя в «фотографическое» состояние?

— Интересный вопрос. Безусловно, когда я нахожусь не в том настроении, чтобы делать снимки, я не заставляю себя их делать. Бывает, что я и по два, и по три месяца не притрагиваюсь к фотоаппарату, а бывает и так, что снимаю каждый день. Все зависит от состояния души. Но я никогда не говорю себе: «Пойду-ка я сниму что-нибудь».

— Вы часто говорите о теме одиночества. Оно помогает или мешает Вам в работе?

— Несомненно, одиночество помогает, оно вдохновляет на работу, дает возможность сосредоточиться на процессе и, может быть, на чем-то еще. Процесс съемки и фотограф воплощают собой «одинокое взаимодействие». Я люблю оставаться с камерой наедине, гуляя по городу. Когда снимают фильм, нужна большая команда, а в процессе фотографирования человек должен быть один, оставаться наедине с собой, ведь это интимный процесс.

Mustafa Dedeoglu, Мустафа Дедеолу, турецкий фотограф, Стамбул

© Мустафа Дедеолу / Mustafa Dedeoglu

 

— Возможно ли находиться в сознательной фотографической изоляции и одновременно развивать визуальную культуру аудитории? Есть ли желание делиться своим опытом, преподавать?

— В моем окружении много молодых людей, которые, начиная свою фотографическую карьеру, часто мне звонят, задают вопросы, советуются. И я с удовольствием делюсь своими знаниями. Но открою вам одну тайну: поскольку я самоучка, с точки зрения техники я профан и не знаю никаких технических терминов. Я делюсь с молодыми людьми основными знаниями, своим мнением, своим видением, даю советы по самим фотографиям, но это никак не касается технических характеристик фотоаппарата или, скажем, постановки света.

— Как мы видим, техническая сторона и художественность не всегда имеют прямое отношение друг к другу…

— Определенно так. Я тоже придерживаюсь такой точки зрения.

— Есть ли желание полностью уйти в фотографию?

— Да, я очень хочу заниматься только фотографией, но не хотел бы привязываться к каким-то концептам, чтобы мне кто-то говорил, что снимать. Фотография — это искусство, и, если когда-нибудь я полностью посвящу себя ей, я не хотел бы загонять себя в рамки. К сожалению, сегодня в Турции невозможно получать стабильный доход, занимаясь только художественной фотографией. Она не ценится людьми, и ты не можешь заработать, если не занимаешься коммерческими заказами: съемкой свадеб, рождений детей и прочих событий из жизни людей.

— Вы говорили, что на сегодняшний день уровень восприятия фотографии в Турции не на очень высоком уровне…

— К сожалению, искусство в Турции заключено в определенные рамки. Люди еще не открыты для чего-то разнообразного и нового. Так, фотография десяти плачущих детей вызовет аплодисменты, а если те же дети на снимке будут смеяться, в такой фотографии ничего не увидят. Зрители любят изображение страданий, горестей, экшн и воспринимают фотографии очень прямо.

Mustafa Dedeoglu, Мустафа Дедеолу, турецкий фотограф, Стамбул

© Мустафа Дедеолу / Mustafa Dedeoglu

 

— Насколько широко в Турции представлено мировое фотографическое сообщество?

— Фотография активно развивается в Турции на протяжении последних трех-четырех лет. На улицах можно встретить много молодых людей, гуляющих с фотоаппаратами, и у восьми человек из десяти на шее будут висеть профессиональные фотокамеры. Но несмотря на это, на выставках в фотогалереях можно увидеть всегда одни и те же лица: профессоров, профессиональных фотографов. Молодые люди не ходят на выставки, хотя и начали увлекаться фотографией. К сожалению, искусству фотографии в сегодняшней Турции не уделяется большого внимания, и главным критерием успешности выставки является ее посещаемость. Люди платят за посещение выставок, и большинство из них открываются исключительно с целью получения прибыли: чем больше людей придет, тем выше доход.

— Ощущается ли влияние мусульманской культуры на фотографию?

— Безусловно. На мусульманской земле, на которой я живу, дух города, культура, язык влияют на мои фотографии.

— Часто говорят, что Петербург, благодаря насыщенности произведениями искусства, сам по себе воспитывает визуальную культуру живущих в нем людей. Происходит ли в Стамбуле то же самое? Ведь это город, где пересеклось огромное количество культур.

— Да, Вы правы. И в этом смысле я не вижу огромной разницы между Стамбулом и Санкт-Петербургом. Сравнивая их, я понимаю, что Петербург, как и Стамбул, учит и вдохновляет на фотографирование. Вдохновляет сам дух города, и, если бы я жил в столице Турции Анкаре, то скорее всего не испытывал бы такого ощущения.

— Что в Ваших дальнейших планах?

— Есть кратковременные планы и есть далекие, ведь фотограф всегда должен учиться. В ближайших планах — открытие персональной выставки, а в дальнейшем я хотел бы добиться таких результатов — прежде всего для себя, — чтобы люди, видя мои фотографии, узнавали мой стиль.

— Многие фотографы уезжают в Америку, т.к. там гораздо больше возможностей для творчества. Рассматриваете ли Вы переезд куда-либо для реализации своих мечтаний?

— Если бы я не был влюблен в Стамбул, то переехал бы, но я не могу покинуть этот город.

Сайт Мустафы Дедеолу www.mustafadedeoglu.com

 С Мустафой Дедеолу беседовала Ирина Билик,
© «Петербургский фотограф»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus