19 июля 2013 года Владимир Анатольевич Никитин представил новый фотоальбом «Ленинград — Петербург. Конец столетия: метаморфозы бытия», недавно выпущенный издательством «Лимбус пресс». В альбоме представлены фотографии, снятые в нашем городе в период окончания века XX и наступления века нынешнего. Среди авторов альбома имена фотографов, которые не нуждаются в представлении. Не желая сокращать список, приводим его полностью: Владимир Антощенков, Евгений Асмолов, Александр Беленький, Юрий Белинский, Михаил Борисов, Алексей Гапонов, Василий Голиняк, Александр Гронский, Солмаз Гусейнова, Александр Дроздов (младший), Вадим Егоровский, Олег Журавлев, Андрей Захаров, Валентин Капустин, Александр Китаев, Алексей Компанийченко, Сергей Компанийченко, Дмитрий Конрадт, Дмитрий Ловецкий, Михаил Макаренко, Сергей Максимишин, Анатолий Мальцев, Павел Маркин, Евгений Мохорев, Владимир Никитин, Александр Петросян, Александр Рощин, Людмила Таболина, Алексей Титаренко, Алексей Тихонов, Иржи Тондл, Константин Тублин, Сергей Фролов, Станислав Чабуткин, Андрей Чежин и Харис Шахмаметьев.

«ПФ» публикует выступление составителя альбома, автора вступительной статьи и одного из фотографов, чьи работы представлены в издании.

Владимир Анатольевич Никитин, фотоальбом Конец столетия метаморфозы бытия Ленинград Петербург

Владимир Анатольевич Никитин. Презентация альбома «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград-Петербург»

«Проект «Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград — Санкт-Петербург. XX век в фотографиях» — часть моей жизни. И это не высокие слова: все-таки 15 лет жизни и работы. Как все началось? Я пришел в издательство и предложил сделать небольшой фотоальбом, посвященный Альфреду Эберлингу — фотографу, которым занимаюсь на протяжении многих лет и по которому, надеюсь, рано или поздно мне все-таки удастся сделать монографию. В редакционной коллегии мне сказали, что все это очень интересно и замечательно, но в данный момент они не готовы к публикации альбома. Шел 1999 год, и впереди маячило 300-летие Петербурга. Мне предложили сделать что-нибудь о городе, и я имел наглость написать план на пять альбомов. Пятого пока нет, хронологически он должен начинать эту серию, и его предположительное название было — «Начало века. Жизнь столицы». К моему удивлению план, и именно на пять альбомов, был принят. Работа началась сразу, и Константин Тублин, тогда командовавший парадом, хозяин и директор издательства, предложил посвятить альбом 70-м годам. Я же планировал сделать 60-е годы, потому что это годы, которые для нас ассоциируются с «оттепелью». Костя настаивал на 70-х, я немножко покочевряжился, а потом понял, что так даже лучше. Во-первых, я знал, что 60-е все-таки ассоциируются с Москвой, и вся «оттепель» в основном касалась и ярко проявлялась именно там. Питерское же визуальное освещение этих вещей было достаточно бедное. Во-вторых, в 70-е гг. я сам был активным фоторепортером, и это давало мне возможность представить себя в альбоме.

Так вышел альбом «Оптимизм памяти. Ленинград 70-х годов», но не в привычном сегодня виде: первое издание было совсем небольшим по формату. Надо сказать, что, несмотря на то, что автором-составителем альбомов указан я, на самом деле это соавторский труд с Александром Веселовым, художником, с которым мы на протяжении почти 15-ти лет все делали вместе. Саша в данном случае выступает не просто как художник издания, но как его однозначный соавтор. Так вот, наш альбом не укладывался в стандартный полиграфический формат, и появлялось большое количество остатков бумаги. И Саша сделал замечательную вещь, которая на сегодняшний день стала библиографической редкостью: он умудрился «втиснуть» в издание еще одну книжечку. Получился своего рода «покет-бук», который стоил очень дешево и моментально разошелся.

Изначально проект затевался как издательско-выставочный, и после выхода каждого альбома мы делали выставку. Первую, по «Оптимизму памяти», мы провели в Петропавловке, а вторую — у Ольги Свибловой в Москве. Не могу не рассказать об одной детали, по большому счету не имеющей отношения к делу, но в общем интересной. В то время уже полагалось делать презентацию, с выпивкой, и мы решили, что выпивка должна быть в духе эпохи. И вот в Москве, — а это был 2001 год, когда уже устраивались роскошные презентации с французскими винами, совершенно фантастические и дорогие приемы, — мы проводим свою презентацию. Мы долго искали «Московскую водку», но ее не было, и в результате набор получился такой: «Столичная» водка, портвейн «777» и «33», а и из закуски — «Отдельная» колбаса, нарезанная кусками толщиной в палец, капуста и плавленые сырки «Дружба». На презентации было много народу, и все это снесли в один момент. К нашему изданию относились по-разному, после открытия выходило много статей, а я собирал всю эту прессу, и, помню, одна из критикесс писала: «Очень удивляюсь, почему в альбоме фотографии с таким зеленым оттенком. Видимо, создатели альбома решили показать, что в Питере такая атмосфера, что все потихонечку начинает гнить». Но презентация так всех поразила, что последний абзац был такой: «Как хорошо было вспомнить, как ты наливал в стакан «Московскую водку», как закусывал это колбасой» — и так далее, и так далее…

Владимир Анатольевич Никитин, фотоальбом, фотопроект, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград

Владимир Никитин: фотоальбом «Конец столетия: метаморфозы бытия.
Ленинград-Петербург»

Когда пришло время делать следующий альбом, понадобились деньги. Мы нашли «деньгодателей», но они сказали, что печатать надо за границей, чтобы не было зеленого цвета, и предложили другой размер, чем, с одной стороны, нас порадовали, а с другой — поставили в очень трудные рамки. Дело в том, что такой большой формат в ту пору в Питере делала единственная типография — имени Ивана Федорова. Ситуация была проблематичной, и в итоге решили выпустить в новом формате уже второе издание. Так, в 2002 году вышло, пожалуй, самое популярное из этих альбомов издание — «Неизвестная блокада». Это уже более серьезный альбом, построенный в концепции дневника, и мы действительно прослеживаем те почти 1000 дней, которые происходили в городе. Это настоящий дневник, здесь указаны точные даты, и по их уточнению было проделана колоссальная работа. Издание оказалось очень востребованным, и, на мой взгляд и на взгляд Саши Веселова, это, пожалуй, самый серьезный альбом, которым мы можем гордиться.

Что касается альбома «Время несбывшихся надежд. Петроград-Ленинград. 1920-1930», то это совершенно уникальное произведение, потому что здесь более 80% изображений, а может даже и 90%, опубликовано в первый раз. И думаю, что они еще нескоро будут публиковаться снова. Альбом очень интересен: он именно как книга — многослойный и многорядный. Очень советую обязательно иметь его в своей коллекции. Этого издания, уже готового, мы ждали 3 года, и вышло оно в 2007 году.

В 2003 году, когда мы поняли, что к юбилею города нам в связи с финансовыми сложностями ничего не удастся сделать, нас пригласили в Канны с выставкой, которая заканчивала празднование юбилея. Нужно было привезти выставку, на которой были бы представлены все альбомы, и вот тогда и была составлена выставочная часть альбома «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград-Петербург». То есть фактически начало создания датируется 2003 годом. Выставка была принята очень хорошо. Вообще Канны — это громкое название для тех, кто там не был. А на самом деле осенью это местечковое поселение на берегу замечательного моря, и жизни там никакой. Выставка в одном из крупнейших отелей на набережной, в огромных помещениях, была событием для них.

Потом, в 2009 году, вышло второе издание «Блокады». И все время нам не везло, все время что-то отвлекало от альбома «Конец столетия». Когда он был уже готов, опять возникли проблемы с деньгами. Но вот, наконец, он появился. Конечно, когда так долго и тяжело идешь, когда так долго и тяжело все тянется, что-то теряешь, что-то забываешь. Я насчитал, что нам с Сашей пришлось сделать по разворотам 8 версток. Может быть, было и больше. То есть это был очень трудный процесс, очень тяжело рождались фразы, то повествование, которое вы высекаете оттуда. И если у кого-то есть какие-либо претензии, я с удовольствием их выслушаю и соглашусь с конструктивной критикой. Так, я совершенно согласен с тем, что каждый снимок должен был датироваться годом, с четкой и ясной привязкой. Это стало очевидно, когда альбом уже был готов. Я ни в коей мере не оправдываюсь, но когда мы начали делать альбом, возникла дилемма. Все-таки издание строится хронологически, развивается по времени, идя от 80-х, 90-х гг. к концу столетия, а визуальный ряд не укладывался в эту временную логику. И, кроме того, далеко не все фотографы знают, когда они делали свои фотографии. Вот еще одна проблема. Но сейчас я вижу, что отсутствие дат — упущение, и чем дальше, тем оно будет сильнее ощущаться. Я понимаю, что это, наверное, не самый лучший альбом. Тем не менее мне было очень важно, чтобы он вышел, потому что это возможность передать ту эпоху глазами вашими и глазами моими. Меня могут спросить: на сегодняшний день в мире огромное количество фотографов, почему оказались выбраны именно эти? Почему какие-то не вошли? Дело в том, что в альбоме получился свой определенный язык, куда «фразы» других фотографов просто не влезали. В другое время, скажем, если бы я делал этот альбом через 20 лет, звучали бы уже другие фотографы. Такое это время трудное было. Ведь все равно это субъективный взгляд — мой субъективный взгляд на те годы.

Я рад, что альбом «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград-Петербург» вышел, и сейчас появилась надежда, что, может быть, нам удастся сделать и тот альбом, который должен начинать проект — «Жизнь столицы. Санкт-Петербург начала ХХ века». Думаю, нет худа без добра: если бы мы его сразу сделали, то он был бы, с моей точки зрения, банальным. Но на протяжении многих лет происходили изменения, что-то менялось в голове, и в результате у меня постепенно начинает складываться концепция уже совершенно другого издания, которое, может быть, увидит свет».

Владимир Никитин

Выражаем благодарность Марине Скалдиной, интернет-редактору Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, за содействие в подготовке материала.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus