Текст Оливье Лорана

Юрий Козырев / Noor для Time

© Юрий Козырев / Noor для Time
Иконическая фотография конфликта в Ливии, прошедшая пост-обработку в лаборатории 10b и получившая одобрение критиков Times, в частности в разрезе тональных переходов и контраста

 

10b Photography позиционирует себя как одну из ведущих цифровых фотолабораторий в мире, которая осуществляет обработку изображений для титулованных фотожурналистов, доверяющих компании проводить грань между собственно обработкой и манипуляцией. С основателями компании встретился Оливье Лоран.

Освещая «арабскую весну» для Time в Бахрейне, Египте, Ливии и Йемене, Юрий Козырев, вместо того, чтобы отправлять фотографии напрямую в Нью-Йорк, отсылал их прежде Клаудио Палмизано (Claudio Palmisano) в Рим. Здесь снимки обрабатывались в соответствии с комментариями фотографа и отсылались фоторедактору Патрику Уитти (Patrick Witty). Клаудио Палмизано — соонователь 10b Photography, которая на протяжении последних пяти лет сотрудничает со столпами фотожурналистики, в том числе с Паоло Пеллегрином (Paolo Pellegrin), Финбарром О’Рейли (Finbarr O’Reilly) и Маркусом Блисдейлом (Marcus Bleasdale). Их работы появлялись на страницах The New York Times, Newsweek и «Русского Репортера», а среди их клиентов — Нобелевский центр мира, агентства Saatchi & Saatchi, Magnum Photos, Noor и VII Photo.

Палмизано, основавший 10b вместе с фотографом Франческо Зизолой (Francesco Zizola), рассказал BJP предысторию возникновения компании: «Шел 2006-ой год. К тому моменту я уже на протяжении многих лет работал на фрилансе и занимался редактированием цифровых фотографий, выполняя также заказные фотосьемки. Вместе с приятелем мы открыли небольшую лабораторию, хотя по факту больше времени тратили на онлайн-игры, нежели на постобработку изображений. В то же время я занялся тонированием фотографий для некоторых известных фотографов. Я работал с Паоло Пеллегрином над портфолио, которое он подавал в Magnum Photos, чтобы стать членом агентства, и печатал фотографии для выставки Франческо Зизолы».

Зизола, искавший подходящее место для студии и, по его словам, «неспособный покинуть родной город», случайно натолкнулся на предложение по недвижимости. Подвернувшийся вариант несколько превосходил его ожидания и требовал новую идею для студии. «Некоторое время я обдумывал предложение и в конечном итоге решил, что оно того стоит. Это подстегивало мои амбиции в попытке интерпретировать новые культурные и технологические возможности в области фотографии, в особенности редакторской». Так возникла 10b. «Изначально я думал о 10b как о лаборатории, где можно будет исследовать и проверять новые технологические, а также этические и культурные вопросы, поднимаемые документальной фотографией, — поясняет Франческо Зизола. — Я подразумевал фотографию того рода, которая поразила меня, когда я был десятилетним мальчиком. Язык, способный повысить осведомленность людей, а кроме того выдержать натиск современных дискуссий, ставя под сомнение значение исторических событий и отрицая память. Амбициозная культурная затея».

Франческо Зизоле было 10 лет, когда он впервые почувствовал мощь фотографии. «Я спросил у отца, что значит геноцид, и он показал мне черно-белую фотографию из книги. На ней было изображено то, что увидели союзные войска в нацистском концентрационном лагере: общая могила, переполненная скелетоподобными телами. Эта фотография говорила об ужасах войны и безумстве человеческих конфликтов больше, чем тысячи слов. С того дня фотография и ее способность пронзать душу и разум посредством передачи реальности навсегда стала ориентиром для меня», — вспоминает Зизола.

Фотографу нужна была помощь, чтобы запустить проект 10b. «Я имел представление о современном состоянии фотографии и кое-что знал о растущей полемике вокруг «цифры» и технологических изменений, через которые фотография проходила. В то время Клаудио Палмизано был единственным из моих знакомых, кто мог осмыслить цифровую фотографию в ключе традиционной фотожурналистики, и не только в узких рамках технологических инноваций».

Палмизано начинал карьеру в качестве программиста. «Мне был интересен потенциал компьютера как коммуникативного средства. Однажды меня наняли в итальянскую газету Paese Sera, чтобы я построил цифровую сеть для их штатных фотографов». Это стало моментом истины. «Я осознал, что изображения, в частности фотографии, могут быть гораздо более эффективным средством общения, и стал штатным фотографом в газете. Я был IT-специалистом, фанатом коммуникаций и фотографом. Моя встреча с Photoshop была предрешена».

Когда Зизола обратился к Палмизано, тот раздумывал недолго. «Он хотел, чтобы я стал его партнером по бизнесу, взяв в свои руки цифровую лабораторию, и я согласился».

Пост-продакшн

10b — это цифровая фотолаборатория, которая, в сущности, работает по принципу традиционных. «В связи с недавним появлением формата raw цифровая фотография теперь подвергается процессам, сходным с проявкой и печатью аналоговой фотографии, — говорится на сайте компании. — Как и негатив, raw-файл не может быть напечатан в своем исходном виде и должен быть прежде «проявлен». В процессе редактирования должны быть настроены такие параметры, как контраст, насыщенность, цветовой оттенок. Этот этап называется raw-конвертация и, если не считать отсутствия реактивов, напоминает процесс проявки пленки».

Юрий Козырев / Noor для Time

© Юрий Козырев / Noor для Time
До и после. «Тонирование жестче, в то время как само изображение до и после обработки фактически остается неизменным, — говорит Клаудио Палмизано. — В этих случаях тонирование является частью творческого процесса, когда существенная разница проявляется в деталях»

 

10b спешит подчеркнуть, что не принадлежит к числу тех, кто ретуширует фотографии. Этот термин зачастую применяется к специалистам в области Photoshop, которые с помощью программ обработки изображений меняют, скажем, внешний вид звезд из мира моды. Поэтому дать категоричное определение роли Палмизано достаточно сложно. Кто он: редактор цифровых фотографии? Редактор Photoshop? Или пост-продакшн менеджер? «Термин «пост-продакшн» взят из сферы видеопроизводства и звучит несколько размыто», — замечает Валентина Тордони (Valentina Tordoni).

«Поскольку язык стремится словарно закрепить явление, переставшее эволюционировать, в конечном итоге кристаллизуя его в определенном слове, создается впечатление, что эта профессия все еще ждет признания италоговорящего населения».

Пока точный термин не найден, Палмизано называет себя исполнительным директором цифровой фотолаборатории 10b. Он так объясняет механизм работы: «Фотографы со всего мира загружают свои изображения на специально выделенный сервер. После этого я стараюсь выйти с ними на связь по Skype или телефону, чтобы обсудить, какой стиль применить при обработке их изображений».

По словам Палмизано, работать с фотографами в первый раз достаточно трудно. «Необходимо время, чтобы настроиться на одну волну, — объясняет он. — С каждым новым фотографом мы обмениваемся сотнями электронных писем, ссылок на «контрольки», выложенных в сети, и превьюшки. Но как только понимание достигнуто, все налаживается».

«Иногда, — добавляет он, — отношения становятся настолько доверительными, что мы отправляем обработанные изображения напрямую заказчику фотографа, как правило, это журнал. Бывало даже такое, что фотограф не успевал посмотреть итоговую версию до того, как она попадала на страницы журнала». Так было с некоторыми фотографиями Козырева, сделанными на Ближнем Востоке в начале 2011 года

Палмизано работает с Козыревым на протяжении нескольких лет. Вместе они испробовали различные стили обработки фотографий, применяя их «в зависимости от страны, где производилась съемка, от освещаемого события и исторического контекста». «Очевидно, что технология оказывает влияние на стиль фотографа, — продолжает он. — Работа с отсканированными слайдами — это совершенно не то же самое, что работа с raw-файлами. На фотографии, посвященные арабскому конфликту, сильно влияли нерегулярный и слабый сигнал спутникового Интернета у Юрия и, как следствие, нехватка времени у меня из-за большого количества снимков».

Тем не менее, «ограничение превратилось в возможность, и у меня возникла идея, — объясняет Палмизано. — Поскольку я работал с форматом jpg, а не с raw-файлами, которые слишком «тяжелы» для спутникового Интернета, я применял предустановленное действие, которое смягчало резкий контраст, свойственный jpg-файлам, и одновременно накладывало первый стилистический слой на изображение. Затем я уже работал в привычном режиме: обрабатывал фотографии поочередно, выискивая в каждой главный объект съемки, подходящее «настроение», «пунктум»» — ту деталь, которая выстраивает отношения между зрителем и объектом изображения.

«Мне нравится, как он обрабатывает фотографии, — говорит Козырев. — Я восхищаюсь тем, насколько хорошо Клаудио знает Photoshop. То, что он сделал для меня, я никогда не смог бы сделать сам на своем ноутбуке, особенно в столь частых условиях отсутствия Интернета и даже электричества».

«Работа с Юрием над этими изображениями подстегивала и бросала вызов, — добавляет Палмизано. — У Юрия были очень жесткие сроки, и он загружал фотографии на наш сервер ночью. И где бы я ни находился, я удаленно подключался к серверу и обрабатывал его фотографии. Затем, всегда удаленно, я загружал итоговые изображения на сервер Time для Патрика Уитти».

«Как-то я был на пляже в Хорватии, в другой раз я работал из дома моих друзей в Риме, прервав обед, чтобы заняться фотографиями по wi-fi. Во время отпуска, который я проводил на Линозе (крохотный сицилийский остров в Средиземном море, к югу от Лампедузы), я колесил по всему острову на арендованном квадроцикле в поисках устойчивого GSM-сигнала. Порой я чувствовал себя довольно странно: я мог заниматься дайвингом на 30-тиметровой глубине, в красивом месте, в голубой тишине морских глубин, но уже через пять минут мной завладевала работа над Юриными фотографиями «арабской весны», и я размышлял над тем, что скоро превращалось в символы боли и смерти».

Фотографии Козырева выиграли в последнее время многочисленные премии, включая Visa d’Or, и сегодня фотограф Noor является очевидным кандидатом на получение приза World Press Photo 2012.

Занимается ли 10b манипуляцией над снимками фотографов? Основатели лаборатории так не думают. «Мы считаем, что разговор о манипуляции имеет место, когда «модификации» подвергаются сами пиксели, то есть, если минимальная составляющая цифрового изображения либо заменяется, либо клонируется, — говорится на веб-сайте 10b. — В этих случаях мы можем говорить о мистификации реальности, результатом чего является не только искажение объекта съемки, но и нарушение основного правила фотожурналистской этики».

За пределами цифрового файла

С приходом цифровой фотографии 10b охватывает новые тенденции в мире фотожурналистики. «В последние годы 10b расширила сферу своей компетенции», — говорит Марко Балдовин (Marco Baldovin), который присоединился к компании после окончания курса фоторедактирования, организованного журналом Internazionale в бизнес-школе LUISS (Рим). «Галерея стала одним из центральных аспектов работы 10b, и сегодня она является одним из главных фотографических мест в Риме», — продолжает он в беседе с BJP.

«Благодаря опыту, полученному при печати и проведении ряда выставок в собственной галерее, сегодня мы можем предложить нашим клиентам услуги выставочного дизайна. Мы берем на себя печать, монтаж, пересылку изображений, а также графический дизайн информационных панелей и рекламных материалов (флаеров, баннеров, открыток)». Фактически, на фестивале Visa pour l’Image этого года компания 10b полностью провела выставку Юрия Козырева, совершив редкий подвиг. «Труднее всего было уговорить Жана-Франсуа Лероя», — вспоминает Козырев, говоря о директоре фестиваля.

10b также открыла собственную мультимедийную студию с целью создания интерактивных приложений для смартфонов и планшетов, а также разработки веб-сайтов для фотожурналистов. «В последние годы по крайней мере три фактора заложили основу для существенных перемен в распространении фотографий, — говорит Балдовин. — Я говорю о кризисе издательского дела, экспансии смартфонов и планшетов и росте проникновения Интернета, который медленно, но верно замещает собой бумажные публикации и телевизионные трансляции».

По его словам, эти же факторы заставляют фотографов переосмысливать способы подачи фотоисторий и свои изобразительные приемы. «Думаю, мы еще не полностью испробовали потенциал новых технологий, и то, что мы до сих пор видим, в большинстве случаев заимствовано у прежних медиа-форматов. Тем не менее, в последние два года наблюдается растущий спрос на мультимедиа, профессиональный веб-дизайн и журналы для iPad. Отрасль меняется». И таков вызов, который принимает 10b.

Юрий Козырев / Noor для Time

© Юрий Козырев / Noor для Time

 

Юрий Козырев / Noor для Time

© Юрий Козырев / Noor для Time

 

Юрий Козырев / Noor для Time

© Юрий Козырев / Noor для Time

 

К размышлению

10b недавно открыла галерею в Риме, где регулярно проводит выставки, мастер-классы и другие культурные мероприятия. «Галерея постоянно держит нас в тонусе, — говорит ее сооснователь Франческо Зизола. — Каждая наша выставка — это не только пища для ума для зрителей, но и высказывание, которое должно быть осмыслено в контексте современных событий и споров вокруг фотографии».

За последние несколько лет 10b провела выставки таких фотографов, как Мартин Парр, Паоло Пеллегрин, Эндрю Теста, Фрэнк Хорват, Феликс Надар, Юрий Козырев, Александра Була, Юджин Ричардс, Стефано де Луиджи. В ней также демонстрировались проекты Noor’s Consequences и Solutions group. Франческо Зизола является фотографом агентства Noor.

«Мы также стартовали образовательную программу, включающую мастер-классы, лекции и встречи со знаменитыми фотографами, — поясняет он. — Мы хотим дать молодым фотографам шанс встретиться с профессионалами — сложившимися и добившимися устойчивого карьерного положения фотографами, что так редко возможно в Риме».

Галерея 10b расположена в Риме на улице San Lorenzo da Brindisi, 10b.
Веб-сайт 10b: www.10bphotography.com
Приложение для iPad с примерами работ 10b: BJP’s iPad app

Источник: www.bjp-online.com
www.bjpapp.com

© Ирина Билик, перевод, 2013
«Петербургский фотограф»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus