Текст Сары Коулмен (Sarah Coleman)

Пару лет назад я имела удовольствие провести некоторое время с Пабло Инирио, мастером фотопечати из агентства «Magnum Photos» в Нью-Йорке. Я как раз вспоминала об этом интервью, когда услышала новость о банкротстве «Kodak», и задумалась о непрочном положении «старых медиа»: книг, пленки и серебряно-желатиновой фотографии.

Являясь мастером по фотопечати в «Magnum Photo», Инирио работает с изображениями, которые считаются иконическими. В его маленькой фотолаборатории среди небрежно разбросанных фотографии можно найти знаменитый портрет Джеймса Дина на Таймс Сквер, выполненный Деннисом Стоком, и Че Гевару с сигарой в зубах, снятого Рене Бурри. Отпечатки испещрены замысловатыми значками и неразборчиво написанными цифрами. Такова сложная система печати фотографий Пабло Инирио. Несколько секунд, чтобы высветлить здесь, чуть-чуть затемнить там. Будет ли шести секунд достаточно для четкой прорисовки здания позади Дина? Возможно. Это зависит от температуры реактивов.

Знаменитый портрет Джеймса Дина на Таймс Сквер, выполненный Деннисом Стоком, с пометками Пабло Инирио

Безусловно, это исчезающее искусство. Фотолаборатории по всему миру закрываются тем стремительнее, чем больше фотографы отдают предпочтение пикселям и струйной печати, нежели пленке и желатино-серебряному процессу. На протяжении 15 последних лет почти каждый фотограф, у которого я брала интервью, поэтично воспевал те магические мгновения, когда в первый раз видишь проявляющееся под действием реактивов изображение. Невольно задаешься вопросом, восторгаются ли современные молодые фотографы настолько же искренно, впервые калибруя свой монитор.

Анри-Картье Брессон во время «Марша на Вашингтон». Фото Боба Энрикеса. Размытая фигура на переднем плане — доктор Мартин Лютер Кинг-младший

Мне было интересно, как цифровая экспансия последних лет отразилась на «Magnum Photos», и я созвонилась с Инирио. Он по-прежнему работает в агентстве и все так же полон той жизнерадостности, которая, наряду с его профессиональными навыками, сделала его любимчиком у фотографов «Magnum Photos». По его словам, за три года, прошедших с нашей встречи, в «Magnum Photos» изменилось до странности мало. Он был вынужден переключиться на бумагу производства компании «Ilford», когда закрылась «Agfa», и надеется, что «Kodak» не остановит производство, а в остальном все по-прежнему. «Коллекционеры и галереи все так же ценят фотографии, отпечатанные на бумаге, — им просто-напросто нравится, как они выглядят», — говорит Инирио. К нему часто обращаются с просьбой отпечатать снимки из пленочных архивов как нынешних членов «Magnum», так и ушедших — Денниса Стока, Анри Картье-Брессона и других. Отпечатки идут на выставки, в книжные издательства и частные коллекции. «Я все так же занят, загружен по полной», — смеется Пабло.

«Magnum» занимается оцифровкой своих архивов, но сам Инирио тем не менее стоек к соблазну перейти на цифровые технологии. «В цифровых отпечатках есть своя прелесть, и это здорово, но в пленке столько богатства и глубины», — добавляет он. По его мнению, печать в фотолаборатории всегда будет актуальна, ведь в конечном итоге «люди до сих пор делают дагерротипы».

В архивах «Magnum Photos» представлены образцы лучшей и наиболее выразительной современной фотожурналистики. Фотографы агентства находятся на передовой уже более шести десятилетий, с тех самых пор, как в попытке добиться больших прав для фотографов, окрыленный идеей Роберт Капа собрал друзей в 1947 году. В одном только 1947 году небольшая группа фотографов осветила такие события, как убийство Ганди, образование государства Израиль и жизнь в Советском Союзе в начале Холодной войны. C тех пор «Magnum» продолжал визуально рассказывать о событиях мировой истории, неизменно талантливо и с истинной страстью. На прошлой неделе, члены агентства Алекс Маджоли и Паоло Пеллегрин получили призы на World Press Photo 2012 за фотографию скандирующих манифестантов на площади Тахрир и фото-эссе о Японии после цунами, произошедшего в стране.

Роберт Капа на задании в Испании. Фото Герды Таро

Как организация, «Magnum Photos» часто балансирует на грани коллапса — либо из-за финансовых проблем, либо из-за сильных личностей, большую часть времени противоборствующих друг с другом. История первых пятидесяти лет существования агентства увлекательно описана в книге Рассела Миллера «Magnum: пятьдесят лет на передовой истории», опубликованной в 1997, в год полувекового юбилея организации. Миллеру удалось ярко показать удивительный талант и храбрость членов «Magnum», но в то же время он передает и царящую там атмосферу неблагополучной семьи. (Одна из моих любимых цитат книги — высказывание фотографа Фердинандо Шианна: «Да, “Magnum” — это семья. Я ненавижу свою семью»). Мою рецензию книги, написанную для «San Francisco Chronicle», можно найти здесь.

Автобиография Роберта Капы «Скрытая Перспектива» первоначально была опубликована в 1947 году и сейчас доступна в мягком переплете в серии «Modern Library». Как и можно было ожидать, книга веселая и злая. Мне нравится ее начало: история о том, как капитан корабля, на котором Капа отправился в Лондон для съемки военной операции, принял его за режиссера Франка Капру. Капа, радуясь возможности угодить, щедро угощал капитана выдуманными сплетнями о Голливуде и историями о «своих» многочисленных любовных связях с ведущими актрисами.

Невероятная личность Капы и его полная драматизма жизнь словно были созданы для того, чтобы воплотиться в художественном образе. И в самом деле, на прошлой неделе я случайно наткнулась на книгу «В ожидании Роберта Капы» — роман испанского автора, вышедший в 2011 году и только что переведенный на английский. Это роман о любви Роберта Капы и Герды Таро, молодой фотожурналистки, погибшей во время Гражданской войны в Испании. Эта же история была трогательно рассказана в прошлом году на выставке «The Mexican Suitcase» в Международном Центре Фотографии. Судя по всему, режиссер Майкл Манн приобрел права на экранизацию книги «В ожидании Роберта Капы». Я с нетерпением жду того момента, когда прочитаю ее, и в ближайшем будущем напишу рецензию.

Как и пленочная фотография, «Magnum» переживает эпоху смены парадигм. C падением спроса на серьезную фотожурналистику в СМИ, фотографы ищут иные способы применения своих навыков. Агентства, подобные «Magnum Photo», вынуждены прилагать больше изобретательности в проектах, сотрудничая с некоммерческими организациями и спонсорами. И все же «Magnum» продолжает существовать… И мне приятно думать о Пабло Инирио, работающем в поте лица в фотолаборатории «Magnum» и продолжающем традицию, начатую в далеком 1947 году.

Портрет Одри Хепберн, выполненный Деннисом Стоком, с пометками Пабло Инирио

Источник: theliteratelens.com

© Татьяна Короткова, перевод, 2013
«Петербургский фотограф»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus