Ми ЧжоуПФ и Фотовернисаж представляют:

Ми Чжоу (Mi Zhou) — американский фотограф китайского происхождения, основной темой фотографий которого являются люди — их глаза, мысли, жизнь, судьба, тайна.
О нью-йоркском сплаве культур и сходстве всех людей Ми Чжоу рассказал корреспонденту ПФ.

― Вы представляете на Фотовернисаже серию, снятую в Нью-Йорке, но занялись фотографией Вы в Китае в 1980-х годах. Каков был Ваш путь?

― Первая камера у меня появилась в Китае. Изначально меня привлекли хорошая техника и магия возникновения фотоизображения. В то время Китай был закрыт от проникновения в него каких бы то ни было фотографий и теорий из внешнего мира. И в течение этого времени фотография для меня ограничивалась преимущественно изучением технической стороны вопроса. Эпизодически я снимал случайных людей и окружающие сцены. Только после того как я переехал в Нью-Йорк и устроился на свою первую постоянную работу, я смог в огромных количествах смотреть и изучать классическую фотографию прежних периодов. И только тогда у меня появились время и энергия на то, чтобы наблюдать людей вокруг меня, и я начал формировать свое собственное видение. 

― Вы начали снимать на Востоке, сейчас живете на Западе. Существует ли разница между западным и восточным фотографическим восприятием?

―Я никогда не задумывался над тем, принадлежит ли мое видение Востоку или Западу. Уверен, что определенные отличия между ними есть, особенно если мы говорим об обществах, которые умеют сохранить свои традиции и культуру. Я сужу по своему личному опыту и могу сказать, что потрясения современной истории Китая затронули каждого. К сожалению, эти политические штормы разрушили традиционную культуру страны, на становление которой ушли тысячелетия. Иначе, кроме как восхваляя партию и лидера, было невозможно ни объективно изучить прошлое, ни свободно общаться с внешним миром. И, что важнее всего, людям было запрещено иметь свое собственное мнение и мыслить критически. Я рос в этом мутировавшем обществе, и, безусловно, мой разум подвергался такой же идеологической обработке, как и разум каждого, кто жил в то время. Единственное сокровище, которое мне удалось сохранить, это моя установка на гуманизм и любопытство по отношению к миру. Изоляция только усилила мое желание учиться и знать больше. В известной мере, мое видение и мышление сформировались после переезда в США. Как губка, которая долго лежала высохшей, я жадно впитывал все, что мог, из любых источников, черпая из всех направлений, стилей и мнений. Первые девять лет после отъезда из Китая я провел в Нью-Йорке ― самом большом культурном плавильном котле современного мира. Я не мог четко сформулировать, какой из миров повлиял на меня сильнее. Своей фотографией я стремлюсь уловить сходство людей, а не их различия.

Ми Чжоу

© Ми Чжоу/Mi Zhou. Серия «Нью-Йорк»

― Описывая одно из своих путешествий, Вы трижды говорите: «Я не стал доставать свою камеру». В какие моменты Вы достаете фотоаппарат?

― В действительности, я постоянно хочу снимать и запечатлевать абсолютно все. Единственное исключение, как раз описанное в этом эссе, это когда я понимаю ограниченность фотографии как средства, когда искусство блекнет перед самой жизнью. Поэтому я беру камеру в руки только тогда, когда чувствую, что фотография сможет достоверно и достойно передать реальность.  

― Вы много путешествуете. Что Вы ищете в новых странах, если «мы все равны»?

― Камера ― это мой телескоп и мой микроскоп. Камера ― это способ и канал коммуникации, который помогает мне наблюдать мир вокруг меня и искать ответы. Я стараюсь встречать людей других, иных, и особенно тех, которых легко облечь в стереотипы. В этом случае я запечатлеваю разницу между ними, которая лежит на поверхности, но в то же время я выявляю и то, что скрыто глубже ― их сходство: доброту, любовь, сострадание… Моменты, в которые вдруг обнаруживается что-то общее, бывают мимолетными или более продолжительными, но они есть. Ибо ничто иное как то общее, что объединяет всех нас, позволило бездомным Нью-Йорка, гангстерам Сан-Франциско, боксерам Гаваны, молодежи в Андах принять меня, разрешить мне войти в их мир, а им самим ― раскрыть передо мной свои души. Тезис «мы все равны» ― это лишь мечта, но в некоторые моменты она кажется реальной. И я держу свою камеру наготове.

Сайт Ми Чжоу www.zhoumi.net

С Ми Чжоу беседовала Ирина Билик,
© «Петербургский фотограф»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus