Statoil - партнер проекта «Россия - Норвегия: пересекая границы»В 1973–1982 годах стараниями сотрудников музея города Тромсё, во внутренней части Альта-фьорда, было выявлено около десятка местонахождений петроглифов. Они включают в общей сложности 2500—3000 фигур, объединенных в сотни композиций. Одна из великолепных сцен охоты особенно поразила ученых. Это изгородь с оленями, окружность которой составляет почти 12,5 метров. Несколько оленей входят в нее через специально оставленный проход. Внутри загона — множество северных оленей, лоси, несколько звериных следов, человек с копьем и, возможно, 2 лодки. Над изгородью — большой отпечаток стопы. Все это полотно, занимает примерно 11 м2. Профессор Кнут Хельског из Университета Тромсё датирует его временем, близким к 3500 лет до н. э. Если загон и олени составляют одну сцену, то она воистину уникальна и является древнейшим в Скандинавии свидетельством такого способа охоты. В то же время некоторые ученые видят на этом панно изгородь для сбора одомашненных оленей.

Источник: www.uralrockart.ru

Алта

Алта. Фото Бориса Тополянского

Мы в Алте. Это самый крупный город провинции Финнмарк, здесь 18 000 жителей, и нам, уже привыкшим к небольшим поселениям и открытым просторам, здесь несколько неуютно. Поэтому, чуть поколесив по городу, мы все же выруливаем к морю. Здесь на самом берегу расположен цех по обработке сланца — одного их самых популярных декоративных, отделочных и строительных материалов в Норвегии.

Алта

Алта. Предприятие по переработке сланца. Фото Бориса Тополянского

В большом ангаре трудятся несколько человек, расщепляющих большие куски сланца на более тонкие пластины при помощи зубила и молотка. Затем на специальном станке пластинам придают определенную форму. Погрузчик вывозит под открытое небо готовые строительные материалы и доставляет в ангар новое сырье. Ручной рабочий процесс достаточно труден, лица рабочих не выражают радости в связи с нашим присутствием, но никто не возражает и не бросает в нашу сторону злобные взгляды. Хотя, на всякий случай, мы держимся подальше от методично обрушивающегося на зубило молотка. Менеджер фирмы рассказывает, что горная разработка по добыче сланца находится не так далеко от Алты, где-то в районе Карашока. К сожалению, мы этого не знали, иначе, проезжая те края, предприняли бы попытку побывать на добыче этой горной породы.

Алта

Алта. Предприятие по переработке сланца. Фото Ирины Билик

Далее мы посещаем музей, в котором под открытым небом демонстрируются петроглифы — наскальные рисунки древних людей. Здесь их великое множество: более четырех тысяч. Олени, лоси, люди, люди в лодках и — чем особенно гордятся норвежцы — люди на лыжах. Частенько мы представляем себе наскальные рисунки в пещерах, когда во время долгих зимних сумерек древним людям было нечем заняться, и они рисовали или выдалбливали на стенах тотемные знаки и рисунки. Здесь же петроглифы расположены на практически горизонтальных гранитных плитах, находящихся в паре сотен метров от Алта-фьорда. Обнаружены они были относительно недавно, осенью 1972 года, во время прокладки дороги. Рабочий, сверливший камень обратил внимание на представшие его взору линии на камне и сообщил о них руководству. Исследовавшие это место ученые утверждают, что первые поселения древних людей в районе нынешней Алты возникли примерно 4200–500 лет до н.э., когда и климат здесь был чуть мягче, и уровень моря несколько выше.

Алта

Алта. Музей петроглифов. Фото Бориса Тополянского

Сейчас, чтобы в зоне экспозиции петроглифы были хорошо различимы, они окрашены в красно-коричневые тона, но несколько участков оставлены в своем изначальном, нетронутом виде. Для того чтобы увидеть линии на поверхности камня, нужно тщательно вглядеться в него. Должно быть, ранним утром и вечером, когда лучи низкого солнца подчеркивают фактуру камней, выявлять рисунки становится легче.

На территории музея проходят образовательные программы. Из нескольких лаву, размещенных недалеко от береговой кромки, выплескивается группа разнонациональных школьников, лет 12-13. Они радостно дуют и стучат в различные саамские музыкальные инструменты. Их педагоги поясняют, что у детей здесь проходит программа приобщения к саамской культуре.

Алта

Алта. Музей петроглифов. Детские этнографические программы. Фото Ирины Билик

В Алте также находится обсерватория наблюдения за северным сиянием, и в музее на большом экране демонстрируют великолепное захватывающее видео с записью небесных всполохов. Помедитировав перед экраном, мы вспоминаем, что пора отрываться от музейных стульев и продолжить путь, заняв свое место в экспедиционном транспорте.

Мы движемся в сторону последней точки нашей поездки — городу Трумсё. На извилистой дороге затор: чуть сверху прокладывается новая дорога, и оттуда произошло падение камней. Бульдозеры убирают их с трассы, и мы, прождав минут пятнадцать, вновь устремляемся в путь.

Алта

Дорога в сторону Трумсё. Фото Бориса Тополянского

Начинается и заканчивается дождь, выглядывает солнце, и над морем появляется радуга. День подходит к концу, и мы останавливаемся в кемпинге на берегу Лонгфьорда.

Лонгфорд

Лонгфьорд. Фото Бориса Тополянского

Выезжаем из кемпинга во второй половине дня. Идет дождь. Под его струями мы вскоре покидаем Финнмарк и оказываемся в фюльке Трумс. Мы пересекаем мост через Квенангенфьорд, продолжая движение вдоль его берега, и неожиданно извилистая дорога уводит нас резко вверх на высоту 700 метров. Здесь, возле какого-то кемпинга, открывается чудесный вид на побережье. Дождь прекращается, предоставляя нам возможность полюбоваться панорамой. Постепенно смеркается, и мы отправляемся дальше. Дорога падает так же стремительно, как и поднималась вверх. Перевал остается позади, и мы скатываемся к побережью. Грунтовая дорожка выводит нас прямо к кромке воды, возле которой мы и ставим палатку. Вероятно, это один из самых идиллических вечеров за все время наших полевых ночевок. Ветер стихает, через отроги гор пробиваются последние лучи солнца, где-то на другом берегу фьорда в едва различимом поселке загораются вечерние огоньки. Всем доброй ночи!

Фюльк Трумс

Фюльк Трумс. Ночевка на берегу фьорда. Фото Ирины Билик

 

20 августа 2012 года. День первый. Борисоглебский ― Гренсе-Якобсельв 
21 августа 2012 года. День второй. Дневка вблизи границы
22 августа 2012 года. День третий. Киркенес, велосипедист с собакой и немного коров
23 августа 2012 года. День четвертый. Вадсё
24 августа 2012 года. День пятый. Вадсё, Вардё, мемориал сожженным ведьмам и американская барменша в конце дня
25 августа 2012 года. День шестой. Через рыбацкую деревушку и лунный ландшафт к северному сиянию
26 августа 2012 года. День седьмой. Берлевог и немножко рыбного промысла
27 августа 2012 года. День восьмой. Кьёллефьорд и ветряки в тумане
28-29 августа 2012 года. Дни девятый и десятый. Остров Магерёй и две версии Края света
30 августа 2012 года. День одиннадцатый. Идем на Ингёй
31 августа 2012 года. День двенадцатый. Хаммерфест: до, во время и после
1 сентября 2012 года. День тринадцатый. В краю саамов и ездовых собак
2 сентября 2012 года. День четырнадцатый. Маси, река Алта, саамы и немножко электричества
> 3-4 сентября 2012 года. Дни пятнадцатый и шестнадцатый. Алта и ее красные человечки
5 сентября 2012 года. День семнадцатый. Трумсё — в поисках Северного Парижа
6 сентября 2012 года. День восемнадцатый. Трумсё и многоточие

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus