Statoil - партнер проекта «Россия - Норвегия: пересекая границы»«Имя населенного пункта Маси происходит от названия реки Масэйокка (извивающаяся река). При постройке водохранилища планировалось затопление этого поселения. Вода должна была подняться на 2 метра выше шпиля церкви. Сегодня в Маси расположено около ста домов, в которых  проживают 350 человек».

Из справочной информации

Утро дня не обещало ничего хорошего. Низкие тучи и мелкая морось, время от  времени окропляющая бегущую машину, предрекали сырую одежду и высокие ISO.

Утренний воскресный Маси был пуст и сонлив. В магазине не горел свет, ни одна машина на местной заправке не спешила влить в себя топливо и умчаться вдаль. Даже запертая кирха, казавшаяся в пасмурном свете абсолютно плоской, безмолвно охраняла местное кладбище с почившими на нем саамами.

Когда мы уже совсем были готовы предаться унынию, раздался шум квадроцикла, и мимо нас, приветливо взмахнув рукой, пронесся мужчина, добавив яркости окружающему миру синевой своего праздничного саамского национального гардероба. Стало интересно,  стали ли мы свидетелями воскресного этнического феномена или «тут все такие»?

Маси

Саам Йохан Еева с сыном. Фото Бориса Тополянского

Ответ пришел чуть позже. Как оказалось, в Маси существует туристический маршрут с громким названием сафари, когда группы участвующих в нем рассаживают по длинным саамским лодкам с мотором и провозят по реке Алта до знаменитой тоннельной гидроэлектростанции Алта Крафтверк. Знаменита она не только тем, что вырабатывает фактически при помощи одной турбины дикое количество электроэнергии, которую норвежцы используют сами и еще  переправляют в другие страны, но и яростными баталиями между правительством Норвегии и местными саамами, чья территория должна была быть изрядно подтоплена в результате создания водохранилища. Под воду должен был бы уйти и городок Маси, в котором мы как раз и находились. Был найден компромисс: и Маси стоит, где стоял, и электростанция работает, став к тому же объектом туристического паломничества.

По правде сказать, норвежцам есть чем гордиться. Вода на станции не перебрасывается грозным шумящим потоком, подобно ДнепроГЭСу, через рукотворный барьер, а проходит через специально пробитый локальный тоннель, в котором и размещены лопасти турбины, вырабатывающей энергию.  Еще один тоннель пробит к машинному залу, но используется он и  для туристов, выводя их на противоположную сторону горы. Внутри тоннеля находится также кафе, через которое можно выйти на небольшую смотровую площадку.

Альта Крафтверк

Алта Крафтверк. Фото Ирины Билик

Но вернемся в Маси к спящим магазинчику и автозаправке. Именно туда один за другим начали прибывать автомобили. Из них выходили люди с детьми, переодевались в теплую одежду, переобувались в резиновые сапоги и, оставив автомобили, двигались к реке. Оказалось, что раз в год местные власти организуют бесплатное сафари, но уже не для туристов, а для местных саамов, тем самым приобщая их к традиционной культуре. Мы не были саамами, но происходящее действие нас заинтересовало. В результате руководитель экспедиции Йохан Еева, тот самый саам, который махал рукой с квадроцикла, предложил нам стать участниками маленького приключения, на что мы с радостью согласились. Всем выдали огромные оранжевые спасжилеты, рассадили по двум лодкам, и мы двинулись в путь к электростанции. Саамские ребятишки сначала весело глядели по сторонам, потом коллективно начали махать руками вслед вспугнутым лодками уткам. Двое мальчишек лет семи радостно лупили друг друга в живот сквозь щитки спасжилета, изрядно смягчающего их удары.

Вплотную к пристани станции лодки подойти не смогли, ветер разогнал крутую волну, и нас высадили в небольшой бухточке метрах в пятистах от плотины. Оранжевый десант саамов посбрасывал спасики и, пристегнув их к близлежащим деревьям, устремился к плотине. Перейдя ее, мы оказались у тоннеля, ведущего внутрь горы. Всем выдали синие каски и пустили внутрь. Пройдя через тоннель, в котором лампочки отражались в источающих влагу стенах, мы оказались на площадке, на которой современный разборный павильон соседствовал с саамским чумом лавву. Внутри чума саамка, стоящая на коленях и облаченная в национальную одежду, на очаге готовила суп из оленины и предлагала его желающим. Вкусили его и мы.

Маси

Маси. Фото Бориса Тополянского

После трапезы нас пригласили в подземный кинозал, где показали небольшой фильм, прославляющий электростанцию, ее экологичность и производительность. При этом видеоряд сопровождался музыкой Чайковского из «Лебединого озера», что изрядно нас позабавило.

Обратный путь был против волн и ветра, но мы уже были опытными морскими волками, и, если море еще могло попытаться показать нам, кто оно, а кто мы, то речная волна нас сломить уже не могла. Тепло распрощавшись с нашими гостеприимными хозяевами, мы устремились в направлении Алты, но уже не реки, а города.

 

20 августа 2012 года. День первый. Борисоглебский ― Гренсе-Якобсельв 
21 августа 2012 года. День второй. Дневка вблизи границы
22 августа 2012 года. День третий. Киркенес, велосипедист с собакой и немного коров
23 августа 2012 года. День четвертый. Вадсё
24 августа 2012 года. День пятый. Вадсё, Вардё, мемориал сожженным ведьмам и американская барменша в конце дня
25 августа 2012 года. День шестой. Через рыбацкую деревушку и лунный ландшафт к северному сиянию
26 августа 2012 года. День седьмой. Берлевог и немножко рыбного промысла
27 августа 2012 года. День восьмой. Кьёллефьорд и ветряки в тумане
28-29 августа 2012 года. Дни девятый и десятый. Остров Магерёй и две версии Края света
30 августа 2012 года. День одиннадцатый. Идем на Ингёй
31 августа 2012 года. День двенадцатый. Хаммерфест: до, во время и после
1 сентября 2012 года. День тринадцатый. В краю саамов и ездовых собак
> 2 сентября 2012 года. День четырнадцатый. Маси, река Алта, саамы и немножко электричества
3-4 сентября 2012 года. Дни пятнадцатый и шестнадцатый. Алта и ее красные человечки
5 сентября 2012 года. День семнадцатый. Трумсё — в поисках Северного Парижа
6 сентября 2012 года. День восемнадцатый. Трумсё и многоточие

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus