В преддверии начала курса «Документальная фотография» в Учебном центре «Петербургский фотограф» на несколько вопросов о программе занятий и о фотожурналистике как таковой ответил Михаил Макаренко, преподаватель курса, обозреватель и фотокорреспондент журнала «Петербург на Невском», преподаватель кафедры визуальной журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского Государственного университета.

Михаил Владимирович, в чем актуальность курса документальной фотографии?

― В настоящее время по причинам, часть из которых будет разбираться на наших занятиях, многие основополагающие принципы фотографии подвергаются если не пересмотру, то, как минимум, серьезному переосмыслению. Одним из важнейших фундаментальных свойств фотографического изображения, на котором во многом строится язык фотографии как искусства, является его документальность. Но именно это свойство сегодня находится под самым сильным давлением, именно оно больше всего испытывает на себе влияние со стороны многих факторов, характеризующих изменившиеся условия создания, обработки и репрезентации фотографии. Должна ли сегодня фотография оставаться в рамках документального отражения действительности или имеет право свободно обращаться с предметами и событиями в угоду идеям и художественным образам?

Документальная и репортажная фотография это одно и то же или между ними есть разница?

― Согласно некоторым западным исследователям, в документальной фотографии можно выделить подобие иерархии, на нижней ступени которой находится пресс-фотография, то есть снимки, предназначенные для оперативного отражения событий и немедленной публикации в прессе. Далее, на ступень выше, находится фотожурналистика, предполагающая более глубокое освещение предмета или события и меньшую привязанность к злобе дня. Как правило, речь идет о создании развернутых фоторепортажей, фотоочерков и фотосерий, предназначенных для публикации в журналах или Интернете в виде набора фотографий, составляющих единый рассказ. И, наконец, собственно документальная фотография, как высшая ступень, предполагает еще более углубленное рассмотрение предмета, авторский взгляд и переосмысление материала, художественно-публицистический подход. Над документальными фотопроектами, как правило, работают не один месяц, а то и не один год, и результатом является большая публикация или серия публикаций, фотовыставка, фотокнига или даже несколько книг. Разделение на пресс-фотографию, фотожурналистку и документальную фотографию, конечно, в определенной степени условно, хотя бы потому, что одна и та же фотография может быть сделана исключительно как сиюминутное отражение единичного факта, опубликована как оперативный репортаж, а потом она же может стать частью более глубокого фоторепортажа или даже войти в фотокнигу.

Какие существуют тенденции в документальной фотографии сегодня, при том что повсюду только и слышно о смерти фотожурналистики?

― Да, разговоры о смерти фотожурналистики идут примерно с середины 90-х годов прошлого века, то есть скоро вот уже 20 лет… Но поскольку они ведутся до сих пор, видимо, фотожурналистику хоронили несколько преждевременно. А если серьезно, то те же самые новые технологии, которые привели к кризису и сильно сократили количество печатных изданий, где возможно публиковать фоторепортажи, и показали новые пути документальной фотографии вообще и фотожурналистики в частности. Так что вместо смерти теперь надо говорить об обновлении.

Какими знаниями и навыками должен обладать фотограф-документалист?

― Никакими особыми знаниями обладать не надо. Но для любого творчества, и, конечно, фотография не исключение, очень важна общая культура, знакомство с другими видами искусства: литературой, живописью, музыкой. Серенькие люди способны делать только серенькие снимки…

Является ли программа курса по сути дублированием университетской программы факультета журналистики или это новый продукт?

― Нет. В университете фотожурналистика ― это лишь часть общей программы подготовки специалистов, программы, в которую включаются и другие области визуальной журналистики, которых мы не будем касаться.

Кому интересен или даже необходим данный курс?

― Я бы рекомендовал его всем, у кого есть живейший интерес к жизни и стремление запечатлеть быстротекущее время. Очень полезен курс молодым профессионалам, освоившим технические навыки съемки и основы фотографического языка, но еще не осознавшим возможности того инструмента, который оказался у них в руках. Судя по тому, что публикуется у нас в прессе ― это практически каждый второй молодой фотограф…

Как будут строиться занятия со студентами?

― Занятия будут сочетать теоретическую и практическую часть. Второе в большей степени зависит от желания и активности студентов.

В чем практическая ценность курса? Где студенты, окончившие курс документальной фотографии, смогут применять полученные знания?

― Сегодня ясно видна тенденция к универсализации журналиста и документалиста. Что имеется в виду? Современный фотожурналист, документалист, фотограф должен владеть всем арсеналом средств, позволяющих создавать законченный продукт: уметь искать темы, исследовать их, планировать съемку, снимать в любых условиях, отбирать и обрабатывать готовый материал и создавать на его основе законченный фоторепортаж, очерк, книгу или слайд-шоу. Именно такие специалисты больше всего ценятся на рынке. Кроме того, владение навыками создания законченных произведений дает значительно большую степень независимости для фотографа и документалиста ― ведь теперь нет проблем с поиском площадки для публикации своих произведений, к вашим услугам весь безграничный Интернет.

Страница курса на сайте Учебного центра «Петербургский фотограф» 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus