Statoil - партнер проекта «Россия - Норвегия: пересекая границы»В районе острова Ингей 5 июля 1942 года подводная лодка «К-21» под командованием Николая Лунина обнаружила и атаковала эскадру немецких кораблей. После четырехторпедного залпа немецкий линкор «Тирпиц», получивший значительные повреждения, был вынужден вернуться на базу в Норвегии.

Вновь проезжаем через длинный подводный тоннель, покидая Магерей. На сегодня запланирована переправа на другой остров — Ингей. На нем находится самый северный в мире обслуживаемый маяк. К острову не ведут ни тоннели, ни мосты, и мы собираемся воспользоваться паромом. Для этого нам надо попасть на пристань в Хавесунде к трем часам дня. Времени впереди достаточно, и мы не торопимся.

На одном из отрезков пути нам встречается женщина, одиноко бредущая вдоль обочины. За ее спиной рюкзак, к груди прижаты два бесформенных мешка. Мы здороваемся. Даму зовут Мария Нильсен, ей 70 лет. После выхода на пенсию, а пенсионный возраст в Норвегии и для женщин, и для мужчин — 67 лет, Мария каждый год предпринимает путешествие: выходит из дома и пешком устремляется в путь по дорогам Норвегии. Сроки и расстояния, как мы поняли из ее рассказа, достаточно большие. На прощание мы дарим ей российскую шоколадку для укрепления сил и желаем удачи.

Хавесунд

Путешественница Мария Нильсен. Фото Бориса Тополянского

Минут через десять нас ждет еще одна встреча. На не слишком широкой дороге, занимая почти треть полосы, лежит велосипед. На каменистой обочине спиной к нам расположилась девушка. Вначале мы на скорости проскакиваем вперед, но потом разворачиваемся и возвращаемся. Спрашиваем, все ли в порядке. Да, к счастью, все в порядке, велосипедистка просто решила чуть отдохнуть и выпить чаю. Девушку зовут Кира, она из Вильнюса и участвует в велопробеге по Норвегии от Нордкапа до Осло. Впереди у нее 2300 километров пути. Велопробег призван привлечь внимание к детской онкологии. Рядом с Кирой весело скачет небольшая белая собачка, для которой впереди на велосипеде закреплена специальная сумка. Собачка выглядит гораздо веселее и жизнерадостнее, чем черный четвероногий друг голландского велосипедиста, встреченного нами ранее. Возможно, дело в цвете, а может, Кирин питомец еще не понимает, что его ждет впереди.

Хавесунд

Велосипедистка Кира из Вильнюса. Фото Бориса Тополянского

В занимательных разговорах время проходит незаметно, и мы пытаемся наверстать его в пути. Как назло, перед Хавесундом на очередных горных подъемах проводятся дорожные работы, и мы вынужденно снижаем скорость. Подлетаем к пристани буквально за 10 минут до отхода нашего парома на Ингей. Паром у причала отсутствует, но вид некоторого количества человек, слегка утомленных ожиданием, успокаивает нас: мы явно не опоздали. Через полчаса появляется паром — небольшого размера катамаран, но на Ингей он еще не идет: сначала рейд по другим близлежащим островкам. Нас приглашают на борт, пока без машины: просто прокатиться. Приняв пассажиров, паром устремляется к другой пристани. Отсюда нужно забрать груз: продукты, напитки, строительные материалы. Экипаж из трех человек, преобразившись в докеров, довольно быстро грузит все на катамаран, и мы отправляемся дальше. Совершив круг почета, высадив пассажиров и разгрузившись, мы возвращаемся за нашей машиной.

Ингей

Паром на Ингёй. Фото Бориса Тополянского

Всего на палубе можно разместить не более четырех автомобилей. В очереди их всего два, включая нас, плюс квадроцикл. Часа через полтора паром подходит к острову Ингей. Причал здесь высокий, и машины выгружают краном с помощью двух сеток, заведенных под колеса. Нас огорчают тем, что паром вновь придет на остров завтра утром, а потом его не будет три дня. Фактически, у нас остается всего один вечер на пребывание на Ингей. Спрашиваем про маяк, нам машут рукой, и, понимая направление, мы движемся в его сторону. Съезжаем на более узкую дорогу, еще 10 минут движения, и мы упираемся в тупик. Дальше дороги для автомобиля нет, зато есть домик. Из домика выходит несколько удивленный хозяин и подтверждает: все, мол, ребята, приехали. Дороги дальше действительно нет, а маяк находится не на самом острове, а на прилегающем небольшом островке, добраться до которого можно только на лодке.

Ингей

Остров Ингёй. Норман с сыном Адамом. Фото Бориса Тополянского

Хозяина домика зовут Норман, он немец, женившейся на дочери местного рыбака и оставшийся на Ингей. Нас приглашают выпить кофе. Супруги Нормана в доме нет, она в гостях на материке, поэтому в уютном домике сплошное мужское начало, поддерживаемое самим Норманом, его четырехлетним сыном Адамом и черным псом с вполне фотографической кличкой Shadow. Узнав, что мы из России, Норман лезет в шкафчик и достает оттуда початую бутылку водки. Возможно, сработали стереотипы, а возможно, Норман наконец-то обрел компанию. Он готов перевезти нас на следующий день к маяку, но, увы, мы не готовы в этот раз оставаться на острове еще три дня.

Ингей

Остров Ингёй. Норман, Адам и Shadow показывают свои владения. Фото Ирины Билик

Норман, Адам и Shadow ведут нас показывать свои владения. Почти сразу за домом небольшая бетонная дорога, плиты которой разбросало во время последнего шторма. Выходим на берег океана. Впереди в лучах заходящего солнца виден недоступный для нас маяк. Мы прощаемся с хозяевами и уже в темноте ищем место для ночлега. Усиливается ветер. Палатка дергается под его порывами и трещит. Заваливаем колышки камнями, чтобы их не выдирало из земли. Помогает, но не очень. Из-за большой парусности начинают критически прогибаться дуги. Подгоняем машину и заводим дополнительные веревки от палатки к верхнему багажнику. Палатка по-прежнему дергается изо всех сил, но деваться ей уже некуда. Мы залезаем внутрь. Вдалеке красным глазом подмигивает маяк.

Ингей

Остров Ингёй. Самый северный маяк. Фото Бориса Тополянского

 

20 августа 2012 года. День первый. Борисоглебский ― Гренсе-Якобсельв 
21 августа 2012 года. День второй. Дневка вблизи границы
22 августа 2012 года. День третий. Киркенес, велосипедист с собакой и немного коров
23 августа 2012 года. День четвертый. Вадсё
24 августа 2012 года. День пятый. Вадсё, Вардё, мемориал сожженным ведьмам и американская барменша в конце дня
25 августа 2012 года. День шестой. Через рыбацкую деревушку и лунный ландшафт к северному сиянию
26 августа 2012 года. День седьмой. Берлевог и немножко рыбного промысла
27 августа 2012 года. День восьмой. Кьёллефьорд и ветряки в тумане
28-29 августа 2012 года. Дни девятый и десятый. Остров Магерёй и две версии Края света
> 30 августа 2012 года. День одиннадцатый. Идем на Ингёй
31 августа 2012 года. День двенадцатый. Хаммерфест: до, во время и после
1 сентября 2012 года. День тринадцатый. В краю саамов и ездовых собак
2 сентября 2012 года. День четырнадцатый. Маси, река Алта, саамы и немножко электричества
3-4 сентября 2012 года. Дни пятнадцатый и шестнадцатый. Алта и ее красные человечки
5 сентября 2012 года. День семнадцатый. Трумсё — в поисках Северного Парижа
6 сентября 2012 года. День восемнадцатый. Трумсё и многоточие

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus