Джозеф ХофленерПФ и Фотовернисаж-2012 представляют:

Джозеф Хофленер (Josef Hoflehner) — австрийский фотограф-самоучка, увлекшийся фотографией в 20-летнем возрасте. Закончив туристический колледж, отправился работать в ЮАР, где через какое-то время понял, что не хочет «заниматься ничем, кроме фотографии и путешествий».
О возвращении в одни и те же места и погодных условиях, вызывающих вдохновение, Джозеф Хофленер рассказал корреспонденту ПФ.

— Вы начали фотографировать в двадцать лет. Благодаря кому или чему, и за какое время у Вас сформировался собственный почерк в фотографии?

— Вообще я снимаю только тогда, когда нахожусь в прекрасном настроении, и ключевую роль при этом всегда играет свет. Я очень тщательно подхожу к выбору объекта съемки. Я люблю фотографировать в плохую погоду, когда на небе низкие облака, идет дождь или снег, все окутано туманом, или в закатные и рассветные часы. Голубое небо и яркое солнце — совсем не то, что вдохновляет меня. И так было с самого первого дня, как я взял в руки камеру. Я бы не стал называть это собственным или чьим бы то ни было еще почерком. В конечном итоге, это лишь определенный вид черно-белой фотографии: то, какой она может или должна быть.

— В какой степени на Вас оказывает влияние местный колорит во время Ваших путешествий?

— Место абсолютно не имеет значения. Я всегда практикую один и тот  же подход, будь то Китай, Япония, Россия, Европа, США…  Неважно, где я нахожусь и работаю, важно то, что я всегда фокусируюсь на объекте съемки.

— Становится ли с течением времени все труднее находить места и объекты для съемок?

— Безусловно, с каждой съемкой все труднее находить столь же впечатляющее или еще лучшее место. Все ограничено, особенно если учесть, что мы живем в постоянно изменяющемся мире. Пять или шесть лет назад я сделал одну из своих самых известных фотографий в Северном Вьетнаме. В январе этого года я вернулся в те же самые места, но практически все, что я снимал, исчезло, от него не осталось и следа. И это произошло с десятками других мест, которые я снимал.

— В течение какого времени Вы создаете новую серию? Вы возвращаетесь к своим объектам съемки?

—  Это зависит от серии. Над некоторыми я работаю пять, шесть, семь лет и даже больше. А другие снимаю за четыре недели. Я люблю возвращаться в одни и те же места, которые я снимал, несколько раз. Мне интересно, как меняется конкретное место, но, к сожалению, как я уже говорил, многие из них меняются в худшую сторону.

Джозеф Хофленер

© Джозеф Хофленер/Josef Hoflehner. Из серии «Вьетнам», 2007

— Вы приверженец черно-белой фотографии. Повлияла ли экспансия цифровой фотографии на Ваш подход к творчеству?

— Нет, цифровые технологии не сильно на меня повлияли. То, чем я занимаюсь, это основа, фотографическая база. В наши дни практически каждый называет себя фотографом, и каждый день делается просто невероятное количество снимков. Но как ни странно, качественных работ среди них не так уж много.  

— Ваши фотографии передают ощущение тишины остановленного времени, даже в серии «Jet Airliner» («Реактивный самолет» — ред.), несмотря на очевидность противоположности момента. Насколько для Вас важен этот эффект?

— Я бы сказал, что каждая фотография — это остановленное мгновение. Вы не согласны? В этом и есть вся суть: остановить и запечатлеть что-то навеки.

— На Ваших фотографиях практически отсутствуют люди, даже если это городские серии. Это попытка увидеть мир без людей?

— Опять же это зависит от серии. В серии «Jet Airliner» люди есть почти на каждом снимке, и это придает оттенок уникальности. Что касается пейзажей и городских ландшафтов, то люди там мне кажутся лишними. Гораздо интереснее снимать в их отсутствие, хотя порой это становится достаточно трудно, особенно если дело происходит в Китае или других густонаселенных местах, где, куда ни глянь, полно людей. Я часто встаю очень рано, чтобы просто запечатлеть место, обычно переполненное людьми, совершенно пустым. Все дело в терпении.

— Ест ли разница между Вашим подходом к съемке и подходом фотографов нового поколения? Если «да», то в чем она проявляется?

— Я не думаю, что возраст фотографа играет роль. Можно знать очень много о фотографии, можно знать о ней все, но таланта никто не отменял. Необходимо уметь «видеть». А это невозможно ни выучить в школе, ни приобрести жизненным опытом.

 

Сайт Джозефа Хофленера www.josefhoflehner.com

С Джозефом Хофленером беседовала Ирина Билик
© «Петербургский фотограф», 2012

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus