Джейн Фултон Альт

ПФ и Фотовернисаж-2012 представляют:

Джейн Фалтон Олт (Jane Fulton Alt) — американский фотограф и социальный работник, в чьем творчестве нашли отражение экологические проблемы и последствия природных катастроф.
О круговороте жизни и смерти и фотографии как инструменте познания мира Джейн Фалтон Олт побеседовала с корреспондентом ПФ.

— Джейн, Вы медицинский социальный работник. Что заставило Вас взять в руки фотоаппарат?

— Я пошла на курсы фотографии уже будучи социальным работником. Мои дети к тому моменту выросли, и у меня появилось время для себя. Это было около двадцати лет назад, и, собственно, до того момента, как я поехала в Новый Орлеан и сделала там серию фотографий, представленных на вернисаже, я никогда не говорила своим коллегам о том, что занимаюсь фотографией. Равно как и не рассказывала в фотографической компании о своей социальной работе. Я разделяла эти вещи, и в Новом Орлеане два мира впервые пересеклись в моем сознании. Я почувствовала, какой силой обладает взаимосвязь между социальной работой и фотографией.

— Пытались ли Вы отстраниться от происходящего, когда фотографировали серию «Katrina»?

— Я поехала в Новый Орлеан именно как социальный работник, от Департамента здравоохранения и социальных служб США, а не как фотограф. Я не планировала там снимать и даже не взяла с собой свою пленочную камеру. Я участвовала в программе «Смотри и живи», организованной администрацией Нового Орлеана. В рамках программы пострадавшим людям, разъехавшимся почти по всей Америке, предлагали вернуться, посмотреть на свои дома и тем самым снова начать жить. Как участник, я ездила по всей округе и наблюдала ужасающие картины. Я испытывала чувство беспомощности, понимая, что ничего не могу сделать. В один из дней, когда я вернулась к себе в отель, меня вдруг озарило: я подумала, что могу все это сфотографировать и тем самым помочь гораздо больше. У меня была с собой цифровая камера, к которой я не очень привыкла, и каждое утро до работы я отправлялась фотографировать. Я снимала не людей, но своего рода остатки жизни, которые я видела. Фотографируя, я переживала эту историю внутри себя: горе и боль людей. Наверное, впервые за всю свою фотографическую деятельность я так остро чувствовала каждый свой кадр.

— Вы сделали в Новом Орлеане достаточно много фотографий. Каков был критерий их отбора для серии?

— Зачастую фактором успеха фотографии является ее метафоричность. Мне нравится, когда снимок заставляет задуматься о других вещах, о чем-то большем, нежели об изображенном предмете. В серии есть фотография с ботинком, лежащим в высохшей грязи, и рядом — единственный крошечный зеленый росток, как символ надежды. Мне близка духовная составляющая, религия, и, на мой взгляд, они присутствовали там повсюду: они просто ждали, пока их сфотографируют. Карточки из серии «Katrina» — это попытка рассказать о людях, столкнувшихся с невероятными трудностями и бедами, но сумевшими справиться с ними и жить дальше. Сегодня Новый Орлеан — потрясающий город, где живет много творческих людей, и я очень люблю там бывать.

Джейн Фултон Альт

© Джейн Фалтон Олт/Jane Fulton Alt. Из серии «Katrina»

 — Одной из Ваших ключевых тем является смерть. Сьюзан Зонтаг писала: «Каждая фотография это памятка о смерти (memento mori). Делать снимок значит быть причастным смертности объекта или предмета, его уязвимости, изменчивости». Ваша фотография помогает преодолеть страх смерти?

— Непростой вопрос. Да, смерть — действительно моя постоянная тема. Наверное, я просто пытаюсь понять, кто мы, куда идем и что делаем. Раковое заболевание моей сестры заставило меня принять то, что жизнь не существует без смерти. А камера помогла увидеть и лучше осознать, что без смерти нельзя быть по-настоящему живым и что она является частью естественного процесса.

— Вы чувствуете себя при этом сторонним наблюдателем или Вы вовлечены?

— Я по-своему отождествляюсь с тем, что снимаю, словно бы нахожусь внутри. Так, только отсняв карточки из серии «Burn», я поняла, как опасно это было и как я измождена физически и эмоционально. Если бы я задумалась обо всем этом, я бы не смогла фотографировать. Это действительно сложная работа, но каким-то образом мне удается передать обратную сторону и показать одновременно и жизнь, и смерть.

— Что для Вас значит быть фотографом?

— Я не чувствую себя фотографом и, откровенно говоря, не особенно люблю фотографии. Знаю, это звучит странно, но они лишают предметы объемности, глубины. Для меня фотография — это способ постичь мир, задать вопросы и рассказать об универсальных вещах, близких каждому, независимо от его религии, культуры и национальности. Когда я первый раз взяла в руки камеру, я попыталась разобраться, что для меня является самым важным и что я хочу фотографировать. И для меня это была тема соединения и расставания, будь то в отношении себя самой или других. Первым звеном во всей цепи является рождение, и я фотографировала рождение. А последнее расставание в нашей жизни — это смерть, и я поняла, что должна фотографировать уход. Не знаю, является ли это специфически женским взглядом, но таков мой путь как фотографа и как человека.

 

Сайт Джейн Фалтон Олт www.janefultonalt.com

С Джейн Фалтон Олт беседовала Ирина Билик,
© «Петербургский фотограф», 2012

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus