Франц Линкхорст Cкульптурная группа на здании немецкого посольства, 1913

При взгляде на эту фотографию Франца Линкхорста приходит в голову, что перед нами классический образец немецкого тоталитарного искусства 30-х годов прошлого века. Удивительно то, что снимок этот сделан в Петербурге и, причем, в самом центре города. Однако скульптура все-таки напрямую связана с Германией. Она находилась на крыше Германского посольства на Исаакиевской площади.

В конце 1909 года было объявлено, что особняк XIX века, возведенный по проекту В. П. Стасова в стиле ампир на углу набережной р. Мойки, будет перестроен. С этой целью Рейхстаг выделил 1,7 млн рублей, а министерство иностранных дел Германии поручило проект немецкому архитектору Петеру Беренсу. Здание должно было выражать национальный стиль и выделяться на фоне основной застройки Петербурга. Когда 27 января 1913 года, в день рождения императора Вильгельма II, были сняты леса, ревнителей петербургской старины ждал шок.

Посольство оказалось огромным зданием в неоклассическом стиле, пугающем петербуржцев своим холодом и массивностью. Облицованное финским гранитом, оно напоминало архитекторам фабрику или склад. Критиковался «частокол столбов», отсутствие вкуса и неуместность такого гиганта в центре города. Но посольство хранило еще один секрет, который, открывшись, поразил еще больше. Здание оказалось лишь пьедесталом для скульптурной группы Диоскуров. Это была пара мускулистых, тяжеловесных воинов с суровыми лицами тевтонов. Фигуры были выполнены по проекту Э. Энке в Берлине, в одной из самых престижных бронзовых литейных мастерских С. А. Лоеви. Скульптурная группа являлась определенно новаторской для начала XX века: ее формы противоречили фидиевской пластике и восходили к архаике.

Здание немецкого посольства, 1913

Здание немецкого посольства, 1913

Монтаж статуй оказался действительно эпохальным событием для петербургского градостроительства и развития мирового искусства вообще. Франц Линкхорст, специализирующийся на фотографировании скульптурных произведений, сделал этот снимок на крыше здания немецкого посольства после установки скульптур, которые еще были закрыты лесами. Глава литейной фирмы С. А. Лоеви, специально приехавший руководить работами, стоит в центре композиции среди рабочих своего предприятия.

Впрочем, кроме снимка, от этих фигур ничего не осталось. В 1914 году, через год после установки скандальных статуй, началась Первая Мировая война. По всему Петербургу, переименованному вскоре в Петроград, пошла волна немецких погромов. Неистовствующая патриотичная толпа направилась к Германскому посольству, чтобы скинуть «безобразные статуи голых германцев», выражавшие, по мнению многих, милитаристский характер врага. Толпа взревела, когда, словно побежденный недруг, статуи рухнули с пьедестала на землю. Части Диоскуров были сброшены в Мойку, а другие, по приказу полиции, вывезли, но куда — осталось неизвестным.

Карикатура на Ф. Пурталеса. Журнал "Новый сатирикон", 1914

Карикатура на Ф. Пурталеса. Журнал «Новый сатирикон», 1914

А здание до сих пор стоит в Петербурге на Исаакиевской площади, потерявшееся без своих массивных возничих. Да и «озеленение» площади мешает оценить его объем с большого расстояния. Вид постройки уже не будоражит воображение, никто не озабочен тем, насколько хорошо она вписана в ансамбль. Впрочем, совсем недавно в прессе появились сообщения о группе энтузиастов, которые предложили вернуть фигуры на крышу здания. Подобный проект восстановления возможен, поскольку существует фотография Линкхорста, великолепно запечатлевшая рельеф скульптуры.

© Константин Тарасов
«Петербургский фотограф», 2012

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus