Людмила Таболина18 апреля 2012 года в Государственном выставочном центре РОСФОТО открылась юбилейная выставка Людмилы Сергеевны Таболиной, петербургского фотографа-пикториалиста.

В экспозицию в Дворовом корпусе вошел широкий спектр работ: от ранних репортажных снимков 60-х годов прошлого столетия до пикториальных фотографии современного периода творчества. Представленная выставка юбилейная дважды: пятьдесят лет назад Людмила Сергеевна начала фотографировать, а двадцать лет назад Георгий Колосов подарил ей монокль, роман с которым длится и по сей день.

Предваряя открытие выставки, Наль Лазаревич Подольский, член Российского союза профессиональных литераторов, автор книги очерков о петербургских фотографах и фотографии «За объективом», так охарактеризовал творчество Людмилы Таболиной:

«Всегда лучше смотреть вперед, чем назад, но иногда есть смысл чуть оглянуться. Вот перед нами изящная, обаятельная Людмила Таболина, а вокруг нее огромный, сумасшедший, безумный, страшный и необъятный мир. Но стоит ей протянуть палец к кнопочке спуска затвора своего фотоаппарата, как весь этот чудовищный мир сворачивается в узкий жгут и устремляется в маленькую черную дырочку ее объектива, чтобы потом развернуться в новой реальности. Какова эта реальность? На что она похожа? От чего она зависит? Зависит исключительно от творца, демиурга — Людмилы Таболиной. Почему я пригласил оглянуться назад? Людмила Таболина реализовала в полной мере все чаяния людей, которые стали называться пикториалистами. В частности, она научила свою камеру живописному видению мира. То есть в ее фотографической реальности формообразующим элементом является не линия и контур, а пятно, мазок, кисть. Пусть эта кисть световая, но тем не менее, это мазок кисти. И следствие этого колоссально. Во-первых, возможность обобщения предметов, образов, во-вторых, передача движения и, в-третьих, освобождение света от локальной привязанности к предмету. Как только свет освободился от привязанности к предмету, он стал для Людмилы Таболиной строительным материалом.

Иными словами ее можно назвать повелительницей света, или, правильнее сказать, что она, как в известном тексте Метерлинка, освобождает душу света, выпускает ее на волю. Поэтому на многих здесь представленных фотографиях видно, что Людмиле Таболиной для построения композиции совершенно не нужны конфигурации материальных предметов. Она спокойно строит композицию из света, используя его как строительный материал. И это воистину революция, потому что — подумайте только! — фотограф перестал быть рабом реальности. Это, конечно, очень здорово. И все же, это всего лишь технология, хотя высочайшая технология, но все же — технология. Но есть у Таболиной и еще одно. Когда зритель подходит и вживается в ее работу, то потом через полгода, через год оказывается, что эта работа никуда не исчезает, что она продолжает вести разговор со зрителем и помнится год, два, три и больше. То есть она становится частью личного душевного опыта зрителя. Это и есть признак подлинного искусства. И этому невозможно научиться, невозможно это натренировать. Как сказал однажды Скотт Фицджеральд, ни один человек еще не стал писателем или художником только потому, что ему этого хотелось. Здесь, конечно, необходим дар свыше. Этот дар свыше всегда необъясним, непостижим, и дар Людмилы Таболиной так же непостижим, как вообще дар всякого истинного художника».

Выставка открыта до 3 июня 2012 года.

Интервью с Людмилой Таболиной можно прочитать здесь.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

 

 

Leave a reply