Выставка «Красавицы русского театра» в Театральном музее представляет портреты 17-ти актрис эпохи «серебряного века».

Несмотря на то, что организаторы стремились воспроизвести атмосферу фотосалонов императорских театров, выставка говорит о гораздо большем, чем можно было бы ожидать от простого показа портретов сценических див и некоторых фотографических аксессуаров.

Выставка "Красавицы русского театра" в Театральном музее

Кроме подлинных фотографий актрис ушедшей эпохи, на длинных, под потолок, бязевых полотнах распечатаны в большом формате портреты, символизирующие каноны женской красоты начала XX века. Возвысив их над зрителем и объединив в две группы, художник Эмиль Капелюш расширил пространство зала, придав визуальную ритмичность инсталляции в целом. Внизу полотнищ, уже в меньшем размере, напечатаны карточки каждой из героинь, что заставляет подойти ближе для их детального рассмотрения. Общность образов разбивается на индивидуальности. Композиционное решение выставки усилено включением в экспозицию сценических костюмов, различных аксессуаров и подарков, преподносимых поклонниками любимым актрисам.

Выставка "Красавицы русского театра" в Театральном музее

Кураторы выставки основывали выбор героинь на воспоминаниях современников и публикациях прессы того времени. Мужской взгляд журналистов останавливался, в первую очередь, на одухотворенности и изысканной простоте этих женщин.

Популярный журнал начала XX века «Солнце России» выделял два типа женской красоты: «Женщина-танго: высокая, стройная, с удлиненными линиями, медлительная и плавная». К этому типу можно отнести драматическую актрису Екатерину Рощину-Инсарову, киноактрис Веру Каралли и Веру Холодную, певиц Марию Кузнецову-Бенуа и Лину Кавальери, балерину Тамару Карсавину. Их фотографии легко спутать — это своеобразная галерея «лиц эпохи модерна».

Второй тип был определен как «женщина-гамен: невысокая, подвижная, изящная и чуть кокетливая». К нему можно отнести актрису Марию Ведринскую и «несравненную» певицу Анастасию Вяльцеву.

Впрочем, женские лица на выставке привлекают внимание безотносительно подобной классификации. Не менее интересно окунуться в судьбу каждой из героинь, чей жизненный путь не всегда был усыпан цветами поклонников. Произошедшие в 1917-м году изменения коснулись жизни каждой из них. Лондон, Париж, Гаага и другие города стали последним прибежищем многих тех, кто смотрит на нас с фотографий.

Карточки фотографов донесли до нас образы семнадцати молодых женщин в ту пору их жизни, когда возраст и жизненные коллизии еще не оставили свой след на их лицах. Именно фотографии воплотили рецепт молодости от Лины Кавальери — одной из красивейших женщин своего времени, нередко называемой первой фотомоделью: «Если желаете оставаться красивой, цепляйтесь всеми силами отчаяния за уходящую молодость».

Место проведения: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Адрес: Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 6 (м.  «Гостиный двор»)
Даты проведения: 27 марта — 12 августа 2012 г.
Телефон: +7 812 3101029
Сайт: www.theatremuseum.ru

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

 

 

Leave a reply