Барбара КлеммФотовыставка Барбары Клемм «Свет и тень. Фотографии из Германии», побывав в различных городах России, обрела временную дислокацию в Петербурге в выставочном зале РОСФОТО.

Барбара Клемм родилась 27 декабря 1939 года в Мюнстере (Вестфалия), затем переехала в Карлсруэ, где в 1956–1958 годах училась в портретной мастерской. В 1959 году Барбара была принята на работу в редакцию газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» изготовителем клише и лаборанткой и параллельно — свободным фотожурналистом. В 1970 году стала редакционным фотографом литературного отдела и отдела политики этого же издания, в котором проработала вплоть до 2004 года. Ныне Барбара Клемм проживает и трудится во Франкфурте-на-Майне, является членом Академии искусств Берлин-Бранденбург, профессором фотографии в Высшей школе прикладных наук в Дармштадте.

Если проштудировать прессу, может создаться впечатление, что все творчество Барбары выражено в одной фотографии, запечатлевшей поцелуй Брежнева и Хонеккера. Те, кто жил во времена, которые ныне принято свысока называть «застоем», наверняка помнят, что подобных поцелуев было множество и с них начиналась практически любая протокольная встреча.

Интерес к творчеству Барбары Клемм обуславливается все же иными критериями, а именно — документальным «сгущением действия» (ее собственное определение) в сочетании с тщательно выверенной художественностью композиции. Это не удивительно, если вспомнить, что увлечение живописью началось с юношеского возраста.

За сорок лет съемок Барбара запечатлела множество сцен жизни различных стран, но, в первую очередь, ее интересовала судьба собственной родины, разъединенной напополам Берлинской стеной. Затем она фотографировала падение этой стены, воссоединение страны и различные моменты жизни людей, которые снова стали единой нацией. Барбара своими фотографиями рассказывает миру больше, чем изображено на них самих. Именно это и определяет настоящего мастера.

Но работы Барбары Клемм не ограничиваются рамками политического фоторепортажа. Жанровые сценки из повседневной жизни людей, характерные портреты знаменитостей — независимо от места действия, будь то званый прием или улица города, в ее фотографиях доминирует человеческое начало — живые эмоции и естественность.

Несмотря на наступившую эру цифровой техники, Барбара Клемм остается апологетом классической черно-белой пленочной фотографии.

В ходе творческой встречи, прошедшей в рамках выставки «Свет и тень. Фотографии из Германии» в РОСФОТО, Барабара Клемм поделилась своими мыслями о природе репортажной фотографии с читателями ПФ.

— Я — за монохромность в репортажной фотографии. С использованием цвета мною была выполнена лишь пара репортажных серий. В этом жанре сложно сделать цветную фотографию: можно лишь пестренькую. Этажом выше экспонируется Фонтана — вот у него цветные фотографии.

— Цифровой фотоаппарат дает возможность отснять сразу множество кадров. Это расслабляет. Надо заранее учитывать условия съемки и выстраивать кадр — только так можно научиться быстро вживаться в ситуацию и передавать существующую на месте действия атмосферу, которую почувствует зритель.

— Хороший снимок возможен только при хорошей композиции. Для фотожурналиста это в высшей мере нелегко — объекты съемки непрестанно движутся. По крайней мере, это нелегко по сравнению с работой художника, который имеет власть над изображаемым.

— Снимаю только без вспышки — для полной передачи существующей атмосферы. Среди моих снимков есть отличные примеры того, что без вспышки можно обойтись и темной берлинской ночью.

— Процесс проявки и печати для меня не менее важен, чем сама съемка. Я всегда проявляла, проявляю и буду проявлять свои пленки сама и никому не доверю это важное действо.

— Портреты я предпочитаю, если это возможно, режиссировать заранее, предварительно подготовившись дома. Обязательно ищу максимум информации о человеке — во время съемки я должна с ним общаться и создавать благоприятную атмосферу. Для этого необходима четкая дистанция между фотографом и портретируемым. Я не из тех фотографов, которые требуют от модели как-то специально сесть или встать: лучшее состояние модели — ее комфортное состояние.

— Правило: при портретной съемке мы делаем шаг назад, при репортажной — несемся вперед со всех ног.

— Важно всегда иметь с собой фотоаппарат. Если бы не это правило, я никогда бы не сделала снимок с Энди Уорхолом. Я застала его случайно в музее, куда пришла однажды в выходной.

— Журналисту нужно уметь работать локтями! Если бы я не умела этого делать, в кадр с Хичкоком не попали бы его ботинки…

— Я страшно любопытный человек! Эта характерная черта помогла мне, в частности, фотографировать в здании Витебского вокзала за день до его открытия после капитальной реставрации. Да еще и снимать в нем военнослужащих! Пробравшись туда, я сделала вид, будто рассматриваю роспись на стене, а сама фотографировала их. Когда они поняли, что происходит, меня уже давно не было на месте!

— Обожаю наблюдать свадебные процессии в России! Вообще, люблю свадьбы.

— Нужно уметь охотиться за кадром и выжидать. Во время визита в Россию в девяностых годах я хотела сфотографировать витрину дорогого магазина с иностранными товарами, новыми для жителей этой страны. Мне нужна была человеческая фигура, но на улице не было ни души, кроме человека в форме, который в течение долгого времени лишь раз прошел мимо этой витрины. Потом он прошел обратно, а затем еще раз и остановился на секунду в центре кадра! Тут-то я его и поймала. В результате он оказался в идеальном месте — губные помады за его спиной как ракеты.

— Везение — то, что необходимо в нашей профессии. Но счастью нужно помогать: не лениться и постоянно быть в движении.

Слова Барбары Клемм записала Лизавета Печатина,
«Петербургский фотограф»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

 

 

Leave a reply