Виктор Булла "Расстрел демонстрации", 1917

Эта фотография довольно известна не только историкам-специалистам. К месту и не к месту она появляется в учебной литературе, в публицистике, в научных монографиях в России и за рубежом. Однако атрибуция — пресловутая подпись под фотографией, — как ни странно, обычно отличается либо неполнотой, либо грубым искажением. Иногда этим кадром иллюстрируют 9 января 1905 года или февральские события 1917 года, но «хрестоматийным» стало название: «Расстрел мирной демонстрации рабочих и солдат 4 июля 1917 года», — предложенное нам советской традицией. Новое толкование, перевернувшее отношение к большевикам с ног на голову, предлагает не менее тенденциозную атрибуцию: «Провокация большевиков 3-5 июля. Расстрел мирных граждан на углу Садовой и Невского проспекта».

Для начала определим место событий. Довольно легко угадывается плавный изгиб Российской национальной библиотеки на углу Садовой и Невского. Чтобы понять, какой это год, достаточно внимательно рассмотреть стену здания. На ней висит огромный, больше человеческого роста плакат, в силуэте которого мы узнаем «Заем свободы» работы Б. М. Кустодиева. Плакат был создан ко Дню «Займа свободы», празднично отмеченному в Петрограде и Москве 25 мая 1917 года.

Борис Кустодиев. Заем свободы, 1917

Борис Кустодиев. Заем свободы, 1917

Таким образом, можно сделать вывод, что мы имеем дело с июльскими событиями в Петрограде. Эти дни американский историк А. Рабинович по праву назвал «кровавыми». 3 июля 1917 года, взбудораженный слухами об отправлении на фронт, Первый запасной пулеметный полк, квартировавший в Петрограде, начал подготовку вооруженной демонстрации. Ее целью было свержение Временного правительства, провозгласившего «войну до победного конца». В историографии есть мнение, что выступление произошло под воздействием агитации радикальных политических элементов — анархистов и части большевиков. Пулеметчикам удалось привлечь к беспорядкам ряд запасных полков, среди которых были гвардейские Московский и Гренадерский. На улицах появились «реквизированные» грузовики с вооруженными солдатами, в городе слышалась стрельба.

Однако основные события развернулись 4 июля, когда к демонстрации присоединились большевики. Во избежание провокаций ими была официально провозглашена тактика руководства манифестацией. Вооруженное шествие солдат и матросов, прибывших из Кронштадта, должно было пройти по Невскому проспекту до Таврического дворца, где и заявить требование смены власти. Командующему Петроградским военным округом удалось организовать сопротивление: были вызваны войска с фронта, организованы верные правительству военные части и казаки. По всему Невскому проспекту произошли мелкие стычки, были убитые и раненые с обеих сторон. Одно из таких столкновений и было запечатлено на снимке. Подробно об этом пишут «Биржевые ведомости»: «Ровно в два часа дня, на углу Садовой и Невского, когда проходили вооруженные демонстранты и собравшаяся в значительном количестве публика спокойно смотрела на них, с правой стороны Садовой раздался оглушительный выстрел, вслед за которым началась стрельба пачками».

После того как перевес сил стал склоняться в сторону правительственных войск, восстание начало стихать. Особенно повлияли на настроение солдат гарнизона публикации данных, обличающие большевиков как немецких шпионов. Большевистский штаб во дворце Кшесинской был занят возвращенными с фронта частями, партия перешла на полулегальное положение.

Но мы до сих пор не ответили на самый интересный вопрос: кто автор этой фотографии? Чтобы найти ответ, не нужно перерывать архив или штудировать библиотечный фолиант. Достаточно быть петербуржцем и интересоваться своим городом. Любой прогуливающийся по Малой Садовой может обратить внимание на скульптуру фотографа, а любопытный даже обнаружит рядом с ней вход в музей. Мансарда углового дома по Невскому проспекту принадлежала известнейшему фотографу Карлу Булле, а снимок был сделан его сыном Виктором Буллой, который к 1916 году принял от отца ведение дел фирмы. По всей видимости, фотограф, решивший снять массовое шествие прямо под своими окнами, получил уникальный шанс запечатлеть уличные бои.

Очень эмоциональный и динамичный кадр, отличавшийся от традиционных постановочных, до сих пор производит невероятное впечатление. Это своеобразное окно в мир истории, героями которой являются не сухие статистические данные о погибших и раненных в июльских событиях 1917 года, а настоящие трагедии отдельных людей.

 © Константин Тарасов
«Петербургский фотограф», 2012

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

 

 

Leave a reply